В парфюмерной школе всемирно известной компании Givaudan близ Парижа несколько поколений «носов» оттачивают свое мастерство, склоняясь над полосками бумаги и держа под рукой записи.
В парфюмерной школе учат лучшие «носы»
Каждый третий из всех создаваемых в мире тончайших ароматов создается выпускниками этой школы. Школа парфюмеров открылась в пригороде Парижа, в ничем не примечательном городке Аржентей, в 1946 году.
В «ванильном доме» в поте лица трудятся пять парфюмеров или «носов». Француз, два бразильца, молодая женщина из Японии и выходец из Марокко внимательно изучают полоски бумаги, пропитанные различными запахами.
«Как раз в этом помещении был создан «Opium», а чуть дальше «Poison», — говорит директор школы Жан Гишар, имея в виду известные во всем мире духи Yves Saint Laurent и Dior.
Уметь передать аромат своей эпохи
Среди тех, кто учился в школе Givaudan, парфюмер Hermès Жан-Клод Эллена, «нос» Guerlain Тьерри Вассер, Жак Польж, который является действующим главным парфюмером Chanel с 1978 года и создал такие ароматы, как «Coco» и «Allure».
Сам Гишар был «носом» при создании «Eden» и «Loulou» — двух известных парфюмов Cachareli. Кстати, на создание нежного аромата «Loulou», в котором сочетаются запах ванили и гибискуса, его вдохновила картина Гогена.
26-летний Леандро Пети колдует над ландышем, цветком, аромат которого невозможно выделить, но можно синтезировать из различных природных и химических компонентов.
«Я открываю все аспекты вещества, — говорит увлеченно Жан Гишар. — Это просто захватывает».
За соседним столом 27-летний Несрин Грилли, у которого химическое образование, объясняет основы метода хроматографии — с его помощью анализ парфюма осуществляется на молекулярном уровне.
Он и Леандро входят в число тех, кого выберет компания Givaudan — крупнейшая в мире парфюмерная фирма, занимающаяся созданием ароматов для самых известных марок, а также для шампуней и моющих средств. Из 200-250 соискателей, которые стремятся поступить в парфюмерную школу, Гишар каждый год отбирает в среднем всего троих самых лучших.
«Мы отбираем учеников, исходя из их академического профиля и личностных качеств, но особенно важно умение понимать, в какое время мы живем, и воспринимать окружающий мир, — говорит Гишар. — У каждого времени свои великие ароматы, создатели фильмов, музыканты и своя мода. Великий парфюмер должен уметь передать аромат своей эпохи, уметь воплотить его».
Хотя теоретически возрастных ограничений не существует, возраст большинство учеников, имеющих университетское образование, составляет 25-30 лет. Курс в парфюмерной школе рассчитан на три года.
Выпускники школы первые пять лет после ее окончания должны отработать в компании Givaudan, которая имеет шесть студий — в Париже, Нью-Йорке, Сан-Паулу, Шанхае, Сингапуре и Дубае.
Чем бы ни занимались те, кто поступает в парфюмерную школу, наукой или гуманитарной специальностью, будущий «нос» для того, чтобы добиться результатов в парфюмерии, должен получить техническое образование. Как сказал Гишар, независимо от того, создаются ли духи или стиральный порошок, каждый должен побыть сначала подмастерьем и только потом стать настоящим мастером и создавать новые ароматы.
Используют 1300 наименований сырья
Givaudan использует сырье 1300 наименований, в лаборатории школы они и приготовленные с их применение смеси хранятся в бутылках, на которых тщательно указано содержимое. Ученики должны уметь различать не менее 500 запахов сырья.
Затем им предстоит научиться различать «ноты» или различные комбинации исходных материалов, и только после этого — семейства «запахов» или, как называл их основатель школы Жан Карль, «фразы».
«Истинное искусство не в том, чтобы выучить все составляющие, а в том, чтобы изобрести что-то новое, — считает Гишар. — Нередко это происходит по воле случая».
Бытует миф, что знаменитые духи «No. 5» Коко Шанель появились по счастливой случайности: при изготовлении парфюма случайно использовали альдегиды — химические соединения, усиливающие природные запахи. В тогдашней парфюмерии это было в новинку.