/nginx/o/2008/03/17/27029t1h5bae.jpg)
Как близко гражданин должен чувствовать Силы обороны? С точки зрения безопасности — по возможности непосредственно. Однако попавшее в прессу сообщение о возможных тренировочных бреющих полетах самолетов НАТО вызвало двоякую реакцию в разных районах Эстонии. Шум военных самолетов заполнил все мое детство.
Стоишь где-то на красивом островке Западной Эстонии и видишь четверку приближающихся самолетов. Именно видишь, поскольку звуковая волна настигает позднее. Сейчас этот рассказ звучит, как увлекательное приключение, но тогда было не до шуток.
Дело в том, что взлетавшие с аэродрома Кильтси советские истребители МиГ безжалостно пикировали над островами Западной Эстонии почти каждый день. Особенно рьяно и низко, по крайней мере нам тогда так казалось, после знаменательного приземления Матиаса Руста на Красной площади в Москве 28 мая 1987 года.
Орлы НАТО это, конечно, не оккупационные войска. Тут ход мыслей противоположный: если советские гражданские самолеты и суда должны были быть приспособляемыми для военных целей, то в мирное время средства НАТО стараются использовать в мирных целях. Хотя в любом случае бреющий полет является демонстрацией силы.
Все мы видели, как в голливудских фильмах экспонируют зрителям мощь (американского) государства. Военная техника шумит страшно, в небе кружатся друг за другом вертолеты. Мы можем относиться к этому, как наивному клише, но в то же время это отражает убежденность простого американца.
Если бреющие полеты советских МиГов в свое время внушали страх перед репрессиями властей, то натовские истребители будут служить подтверждением того, что нас действительно защитят.
То, что обеспечивающие нашу безопасность союзники являются реальностью, а не пустым звуком. Что знаменитая статья номер пять Устава НАТО действует. Зарубежные миссии, о которых говорят в этом контексте наши политики, естественно, неизбежно далеки от общественности.
Разумеется, мы сопереживаем трагическим событиям, но скорбь прежде всего ложится на плечи близких. Влияние принесенных жертв может ощущаться на каких-то важных заседаниях, но для обычного человека реальный выстрел в воздух значит гораздо больше, чем взрыв, унесшей десять жизней бомбы где-то в другом конце мира.
Так что в планируемых учебных бреющих полетах нет ничего плохого, если их проводить в цивилизованном виде, заранее информировать население и т.д.