Представьте себе, что дружба Малыша с Карлсоном будет продолжаться и тогда, когда Малыш вырастет, станет вполне взрослым и даже не очень-то молодым — 35 лет — мужчиной, а упитанный любитель плюшек с пропеллером на спине останется главным и самым авторитетным другом его жизни. Вариант забавный… и довольно жуткий. Потому что Малышу тогда никак не повзрослеть.
Медвежьи услуги для влюбленного лузера
Вот такую примерно ситуацию и раскручивает Сет МакФарлейн в комедии «Тед», которая в российском прокате называется «Третий лишний». Малыш Джон Беннет катастрофически одинок — ни в детские игры, ни в детские потасовки его не принимают.
А мальчик так нуждается в друге! В ночь перед Рождеством он пожелал, чтобы только что подаренный ему медвежонок Тед ожил. Желание сбылось. У Джона появился верный друг, с которым мальчик делит все свои радости и печали.
Ничто человеческое медведю не чуждо
Естественно, говорящий медвежонок становится звездой: им восхищаются, приглашают на ТВ-шоу, где он за словом в карман не лезет и мгновенно ставит на место натужно острящего ведущего. Слава портит, а ранняя слава портит абсолютно.
Первые 27 лет дружбы Джона с Тедом уместились в несколько минут пролога. Сама картина начинается тогда, когда Джону уже 35 лет, и он, не слишком напрягаясь, трудится в конторе какого-то автосервиса, а Тед превратился в потрепанную жизнью экс-звезду, вроде тех, которых мы видим в нескончаемых передачах из Юрмалы.
Медвежонок усвоил все те пороки, которые позволяют человеку вести себя по-свински, но тем не менее оставаться всеобщим приятелем и душой общества. Он умеренно циничен, курит травку, вежливо хамит, приводит в свой дом девиц легкого поведения. Так как картина относится к категории К-14, а не К-18, авторы не скрывают, зачем ему эти девицы, но как он управляется с ними в фильме, слава Богу, не показано.
Одним словом, вместо типичного для сказочного фольклора волшебного помощника нам — а с нами и героям картины, выросшему, но не повзрослевшему Джону Беннету (Марк Уолберг) и его возлюбленной, очаровательной брюнетке Лори (Мила Кунис) — приходится иметь дело с нахалом, застывшим на пике полового созревания.
Что влечет за собой множество комических недоразумений и острот. Пристойных и не очень (без шуток ниже пояса и мелькнувшей на втором плане пары геев сегодня обходится очень редкая комедия). Но почти всегда — уморительно смешных.
С таким другом не повзрослеешь
В дружбе, да и в любви, один из двоих всегда ведущий, а другой — ведомый. Джон — ведомый в обоих случаях: и с энергичной Лори, и с еще более энергичным и опасно инициативным Тедом. 27 лет общения с медвежонком превратили Джона в инфантильного парня, непоправимо застрявшего в детстве.
Образ довольно типичный; в большом городе таких инфантилов пруд пруди. Они неплохо справляются со своими служебными обязанностями и — за что их ценят более оборотистые коллеги — не стремятся к вершинам карьеры. Но при этом житейски беспомощны и нерешительны.
Ухаживая за Лори четыре года, Джон все никак не решится на поступок, которого заждалась подруга: предложить ей руку и сердце. Медвежонок цинично комментирует: «Со мной ты живешь уже 27 лет, а все не сделал мне предложения».
Если попытаться составить представление о Бостоне, где живут герои «Третьего лишнего», получится, что это — город торжествующего пофигизма. Гротеск? Но какой симпатичный!
Джон в качестве работника автосервиса так же бесполезен и неорганизован, как незабвенный Юрий Деточкин в качестве страхового агента.
Тед устраивается на работу в продуктовый магазин, а так как работать ему противно, он делает все для того, чтобы быть уволенным, однако вместо этого получает повышение. У Лори есть начальник, типичный яппи Рекс, который в рабочее время настойчиво клеит ее. Остается ли у него время на исполнение прямых служебных обязанностей, сказать трудно.
В такой атмосфере здорового наплевательства инфантильному лузеру живется неплохо, и он даже не пытается стать настоящим мужчиной… До тех пор, пока ему не приходится выручать попавшего в беду медвежонка. Тут комедия на время превращается в почти настоящий экшн, с похищением, дракой, погоней и опасными трюками на высоте.
Уж не пародия ли этот фильм?
А так как экшн все же не совсем настоящий (в эпилоге судья отказывается упрятать за решетку злостного похитителя говорящей игрушки — слишком идиотски выглядит обвинительное заключение), то выясняется, что Сет МакФарлейн сдобрил довольно банальный сюжет (если бы не медвежонок, то получится штампованная сентиментальная комедия про офисного неудачника, каких пруд пруди) пародийными сценами, вплоть до поцелуя в диафрагму в заключительных кадрах, и камео, которое зритель оценит, если разбирается в американском кинематографе.
Появившийся ненадолго в кадре Сэм Дж. Джонс, ради встречи с которым Джон сбегает с корпоративной вечеринки, на которую его привела Лори, играл в боевиках «Команда «А», «Гром в раю» и особенно прославился в роли космического героя-избавителя Флеша Гордона.
Все эти картины рассчитаны были прежде всего на подростковую аудиторию, так что его участие подчеркивает, что восхищающийся им до сих пор Джон Беннет так и остался подростком.
Правда, развлекая зрителя, авторы картины не забывают ему напомнить, что настоящая дружба — одна из немногих уцелевших в современном мире ценностей. Даже если твой друг — дурно воспитанный плюшевый медвежонок.
«Третий лишний» (Ted)
Фэнтези, комедия
США, 2012
Режиссер: Сет МакФарлейн
Авторы сценария: Сет МакФарлейн, Алек Салкин, Веллесли Вайлд
Оператор: Майкл Баррет
Композитор: Уолтер Мерфи
В ролях: Марк Уолберг, Мила Кунис, Джоэль МакХэйл, Джованни Рибизи, Сэм Дж. Джонс, Нора Джонс и др.