Совершенно неизвестным на сегодняшний день остается судьба жителей Эстонии на Западе после окончания Второй мировой войны и их служба в армиях США и Великобритании в 1945-1949 годах, пишет военный историк Игорь Копытин.
Игорь Копытин: на службе справедливости
После 1945 года в армиях Великобритании и США из уроженцев стран Балтии — бывших солдат национальных легионов СС и вермахта был создан целый ряд вспомогательных батальонов и отдельных рот.
Причем на эти подразделения зачастую возлагалась обязанность несения почетной службы и выполнение ответственных заданий. Интересен факт, что охраной нацистских преступников в Нюрнберге занималась, в числе других, и эстонская караульная рота армии США.
Какие были для этого предпосылки? По оценкам российского историка Юрия Арзамаскина, после Второй мировой войны в 1945 году в Европе оказались сотни тысяч так называемых «перемещенных лиц» или DP (Displaced Person). Судьба их, в особенности выходцев из СССР, определялась Ялтинскими соглашениями, которые, по сути, стали, как их метко назвал исследователь этой проблемы граф Николай Толстой, «жертвами Ялты».
Многие, бывшие восточные рабочие, военнопленные и солдаты немецкой армии советского происхождения не желали возвращаться в СССР, поскольку знали, что там их ждут репрессии. Однако Ялтинские соглашения обязывали репатриировать бывших граждан или перемещенных лиц на их родину, даже против их воли.
Так состоялась трагическая выдача английской армией казаков в Австрии — т.н. «Голгофа Лиенца», выдача власовцев и остарбайтеров в Германии, насильственная репатриация бывших граждан СССР из Франции и Швеции и т.д.
К выходцам из Прибалтики в Западной Европе относились по-разному. Деголлевская Франция репатриировала эстонцев, как, впрочем, и Швеция, с той разницей, что шведы репатриировали только легионеров СС, предлагая гражданским беженцам убежище. Всего эстонцев было репатриировано в СССР свыше 11 000 человек.
Лишь США, не признавшие инкорпорацию стран Балтии в СССР, рассматривала граждан Эстонии, Латвии и Литвы не как граждан СССР, вследствие чего не выдавали их советской стороне. Заслуга в этом принадлежит и эстонскому консулу в США Иоганнесу Кайву.
Вопрос о насильственной репатриации часто зависел от прямого начальника лагеря военнопленных или пункта сбора DP. Те, кто понимал, что ждет репатриантов на родине, помогали им скрыться.
Изучавший проблему эстонский историк Кристьян Лутс называет имена американцев — полковника Орвилля Мартина и капитана Натана Моксли, по инициативе которых, в армии США начали формироваться эстонские национальные подразделения.
Так, осенью 1946 года в лагерях для пленных немецких солдат в Аугсбурге и Гайзлингене начали вербовать эстонцев для добровольной службы в рядах армии США. От кандидатов требовалось хорошее здоровье и наличие военной подготовки.
Вскоре выяснилось, что из примерно 300 эстонских солдат, прибывших в Маннхайм на формирование, 92% были бывшие члены Эстонского легиона СС. Однако, по решению Главной квартиры комиссии по перемещенным лицам (DP) препятствий этим людям для эмиграции в США не было даже в случае, если ходатай ранее служил в войсках СС. Это объясняется тем, что балтийские легионы СС не были признаны преступными организациями, в отличие от общих СС.
Из набранных в лагерях военнопленных эстонцев вскоре сформировали 4221 караульную роту, подчинявшуюся военной части № 6950 армии США, которая отвечала за внутреннюю безопасность тюрьмы для нацистских преступников в Нюрнберге и безопасность Международного трибунала. Эстонские солдаты несли караульную службу в зале Нюрнбергского дворца на судебных заседаниях.
Эстонская рабочая рота № 8090 занималась в 1948 году поддержкой технического и материального обеспечения американских военных сил, направленных для организации «Берлинского моста» — военно-воздушной операции по доставке продовольствия мирным жителям в блокированный советскими войсками Западный Берлин. Кроме этой роты в район Пфальца для этих же целей были направлены и другие эстонские подразделения.
Эстонцы носили форму армии США, но с эстонскими национальными эмблемами. Каждый день после вечерней переклички военнослужащие исполняли гимн Эстонской Республики. В 1948 году в армии США действовали одновременно восемь караульных и рабочих рот из эстонцев. Всего же из выходцев Прибалтики сформировали 26 отдельных рот.
Несколько небольших подразделений из эстонцев действовали и в британской армии. После выполнения прямых задач, многие подразделения были распущены, по меньшей мере, две основные роты действовали в течение продолжительного времени.
Солдатам этих подразделений, как правило, выдавали американскую военную форму, жалованье платили немецкими марками, а некоторые роты были вооружены.
Справедливости ради надо заметить, что армия США имела тогда достаточное количество солдат и в иностранцах не нуждалась. Подразделения из представителей стран Балтии, которых в рядах американской армии в 1940-50-е годы служило порядка 20 000, были свидетельством того, что США никогда не признавали инкорпорации стран Балтии в Советский Союз. Тема службы эстонцев в американской армии получила актуальность после вступления Эстонии в НАТО в 2004 году.