Министерство окружающей среды признает, что вопрос тушения возгорания крупнейшего в странах Балтии террикона в Кохтла-Ярве пока решения не имеет.
Экологи обеспокоены загрязнением атмосферы
Возможное загрязнение атмосферы, обусловленное возгоранием полукоксового террикона в Кохтла-Ярве, вызывает озабоченность как среди экологов, так и у специалиста по горючему сланцу, беседовавшего с Postimees, однако Министерство окружающей среды уверяет, что данные исследований не дают оснований для беспокойства.
В любом случае в Кохтла-Ярве горит тот энергоноситель, который прежде не был извлечен из горючего сланца и в виде отхода оказался сконцентрирован в полукоксовый террикон. В понедельник Postimees написал о возгорании крупнейшего в Прибалтике террикона в Кохтла-Ярве, которое было обнаружено еще нынешней зимой.
Измерения, сделанные на краешке недавно образовавшегося кратера возгорания диаметром в два десятка метров, показали температуру 980 градусов. В терриконе Кохтла-Ярве образовались отверстия желтого цвета, из которых выделяется в виде дыма токсичный газ сероводород, имеющий запах протухшего яйца.
Никому не известны истинные масштабы происходящего под землей тлеющего возгорания, которое в какой-то момент проявилось и на поверхности. Сейчас у него уже обозначилось два очага.
Согласно приблизительным оценкам, скрытый в недрах земли пожар охватывает пространство от полутора до двух гектаров при общей площади золоотвала в сотню гектаров.
Повышение температуры вещества в отработанных залежах является совершенно обычным процессом, однако, в Эстонии возгорание терриконов происходит редко. Заведующий кафедрой химии и технологии горючего Вирумааского колледжа Таллиннского технического университета профессор Юри Сооне полагает, что возгорание, несомненно, способствует выделению в атмосферу прежде скрытых в терриконе летучих токсичных веществ.
«При сгорании естественно образуется и СО2, а при определенных условиях еще и угарный газ. Горение существенно активизирует процессы, — констатирует он. — Если бы мы у себя во дворе подожгли кучу горючего сланца, нам самим следовало бы тоже покинуть двор».
Старая проблема
По словам Сооне, полукоксовый террикон в Кохтла-Ярве горит все-таки уже не в первый раз. «Раньше он горел часто», — напоминает ученый. На сайте Министерства окружающей среды можно найти немало интересного относительно последствий деятельности сланцевой промышленности.
Так, например, проведенные в рамках вспомогательного проекта Phare исследования, осуществленные в середине минувшего десятилетия, приходят к выводу, что в Кохтла-Ярве содержание диоксида серы примерно в пять раз превышает соответствующий показатель по другим городам.
Согласно данным прежних исследований, в Ида-Вирумаа как смертность, так и заболеваемость, обусловленные поражением дыхательных путей и системы кровообращения, оказались выше, чем, например, в Пярнумаа и Тартумаа. «До сих пор не проводилось целенаправленного изучения воздействия разработки и применения горючего сланца на здоровье работников и населения», — свидетельствует один из отчетов.
В настоящее время на терриконах ведутся работы по их закрытию стоимостью более 20 миллионов евро. В ходе их эти территории покрывают, кроме всего прочего, водонепроницаемым текстилем.
По словам возглавляющего работы по закрытию терриконов со стороны министерства окружающей среды Раймо Яаксоо, проектировочное и консультационное предприятие Ramboll Finland первым делом разработало для государства предварительный проект закрытия терриконов, которому сопутствовали исследования. После чего был организован тендер на государственные поставки, победителем которого стал консорциум из трех предприятий.
Руководитель проекта одного из членов консорциума строительного предприятия Rand&Tuulberg Март Поола в пятницу сообщил Postimees, что строители уже несколько месяцев ведут переписку с Министерством окружающей среды. На основании этого обмена письмами Пола приходит к выводу, что теперь фирмы должны заниматься тушением возгорания.
По словам Яаксоо, строителям уже на основании заказанного министерством предварительного проекта было известно, что внутри террикона Кохтла-Ярве имеются раскаленные зоны. Однако процесс повышения температуры это все-таки еще не возгорание — предварительные исследования возгорания не предполагают.
По словам руководителя проекта, в настоящее время решением проблемы возгорания уже занимаются специалисты. При этом последующие высказывания Яаксоо подтверждают тезис о том, что усилия по тушению возгорания должны в значительной мере прилагать строительные предприятия.
«Подрядчик должен прежде всего провести необходимые исследования, осуществить проектирование и строительство, — заявил Яаксоо. — Программу исследования и работ необходимо претворить в жизнь и, скажем так, мы не совсем удовлетворены тем, как они это сделали. Там имеются и другие проблемы, которые мы решаем».
По утверждению руководителя проекта, обладателем нынешней проблемы сейчас все-таки остается заказчик, то есть Министерство окружающей среды. «Но решать эту проблему необходимо сообразно условиям договора совместно с подрядчиком», — считает он.
Решение отсутствует
Нет сомнения в том, что Министерство окружающей среды и выравнивающий терриконы консорциум надеются на то, что противоположенная сторона возьмет на себя более значительную часть решения этой неприятной проблемы.
Яаксоо признался, что вопрос тушения обнаруженного зимой возгорания пока еще решения не имеет. «Какое-то уникальное решение отсутствует, поскольку проблема эта сама по себе сложная и уникальная», — заявил он.
Тем не менее, Яаксоо сообщил, что в окрестностях полукоксового террикона в Кохтла-Ярве установлены две станции мониторинга качества воздуха. «Согласно отчетам по мониторингу за первое полугодие, концентрация сероводорода никоим образом не увеличилась», — заверил он.
Председатель правления Эстонского фонда природы Юри-Отт Салм считает, что горящий террикон отнюдь не безопасен для подземных вод и атмосферы. «Нынешнее возгорание является наглядным примером того, какие сюрпризы способен преподнести нам горючий сланец спустя десятилетия после его использования, — отметил он. — И здесь не существует быстрых решений, поскольку сейчас никто ничего не может сказать по поводу возможности ликвидации возгорания».