Кандидат от республиканской партии на пост президента США Митт Ромни старается представить действующего президента демократа Обаму «мягкотелым» в области внешней политики, приводя в качестве доказательства его уступки России в вопросе ракетного щита, беспомощности в обуздании Китая, а также неверной оценке событий арабской весны и положения в Сирии.
Передовая: предвыборная борьба в США
Внимание Восточной Европы, безусловно, привлек упрек Ромни в том, что Обама, отказавшись от решения администрации Буша создать на территории Польши и Чехии систему ПРО, повернулся спиной к верным союзникам.
Понятно, что Ромни удобно критиковать Обаму, поскольку только в качестве кандидата в президенты имеется возможность ссылаться на необходимость восстановление позиций ведущей силы в мире, а вот президенту остается только защищать и оправдывать сделанное.
Критики обращают внимание на то, что несмотря на силовую риторику, каких-то серьезных альтернатив в области внешней политики и государственной безопасности Ромни не предложил и на самом деле позиции кандидатов не особенно-то отличаются. Так, например, Ромни хотя и критикует план вывода войск из Афганистана, сам он считает, что это нужно сделать в 2014 году.
Но несмотря на критику Ромни, Обаме есть что предъявить. Одним из самых символичных его достижений можно назвать хотя бы убийство бен Ладена в мае прошлого года. Для уставших от войны американцев это был долгожданный триумф. На усталость американцев от войны Обама отреагировал назначением срока вывода войск из Афганистана.
При этом для избирателей уже не очень важно, что операция против бен Ладена проводилась без ведома пакистанского руководства, что еще более усложнило и без того сложные отношения с этим государством, а это в свою очередь демонстрирует слабость проводимой правительством дипломатии.
Среди своих внешнеполитических достижений Обама выделяет прекращение войны в Ираке и программу вывода войск из Афганистана, а также улучшение отношений с Европой и повышение престижа США в мире в целом.
Считается, что в случае переизбрания Обамы его внешняя политика станет более решительной и силовой, поскольку над ним не будет довлеть опасность будущего непереизбрания.
Не наше дело гадать, кто станет хозяином Белого дома после ноябрьских выборов, но правда в том, что перед ним встанет целый ряд проблем, требующих решения. Что будет на Ближнем Востоке, если позиции там укрепят исламисты, а Иран подкрепит свою воинственную риторику дальнейшим развитием ядерной программы?
Кроме того, в вопросах гражданской войны в Сирии Китай и Россия по-прежнему проявляют неуступчивость. «Перезагрузка» отношений США и РФ не принесло ожидаемых результатов, а отказ от первоначальных планов ракетного щита не принес долгожданного улучшения отношений между Кремлем и Белым домом.
При этом есть основания полагать, что и в отношениях с Китаем США придется больше мириться, чем настаивать, поскольку американские интересы в Азии Китай рассматривает как вторжение на свой задний двор, что, естественно,не приветствуется.