В своем отклике на недавно опубликованное в РМ мнение главы бюро дорожного движения Ало Кирсимяэ о негативной ситуации на дорогах Таллинна советник вице-мэра Таллинна Калле Кландорфа Елена Калбина пишет, что количество ДТП зависит прежде всего от дисциплины вождения, и дорожные условия, как и наличие знаков, зачастую не может исправить положение.
Неверные интерпретации ситуации в дорожном движении
Когда я читала статью руководителя бюро дорожного движения Департамента полиции и погранохраны Ало Кирсимяэ («Поумнели ли мы, потеряв 15 000 человек на дорогах?» РМ на русском языке, 30.07), у меня невольно сложилось впечатление, будто автомобили и велосипеды разъезжают только по дорогам Таллинна.
Во-первых, я уточнила бы, что статистика ДТП, доступная на сайте Департамента статистики (www.stat.ee), охватывает показатели не какого-то одного конкретного населенного пункта, как это можно понять из статьи, а всей Эстонии. Это значит, что эти несчастные случаи на дорогах могли иметь место в каком угодно городе или на государственном шоссе.
В любом случае недопустимо использовать подобную статистику в совершенно не переработанном виде при описании ситуации с дорожным движением в конкретном населенном пункте. При этом есть основания полагать, что такая интерпретация необязательно обусловлена злонамеренностью автора, а связана с неосведомленностью.
Во-вторых, автор выбрал из всей статистики именно те данные, которые подкрепляли его точку зрения. Несмотря на то, что статистическая выборка, отражающая ситуацию с ДТП в период 2007-2011 годов, свидетельствует о неуклонной и существенной позитивной тенденции, Кирсимяэ решил сопоставить только два года — 2010-й и 2011-й. Автор идет на это, чтобы усилить проходящую через всю статью критическую тональность, дабы, в свою очередь, найти обоснованную причину погрозить столице пальцем.
И в самом деле, 2011 год в сравнении с 2010-м был несколько трагичней, но ведь принцип статистики и заключается в том, чтобы, несмотря на незначительные искажения, которые могут возникать в отдельные годы, отражать общую тенденцию.
Так, по сравнению с 2007 годом количество ДТП в Эстонии (подчеркну — не только в Таллинне) к концу 2011 года сократилось на 39,1 процента, количество погибших — на 48,5 процента и количество пострадавших — на 42,6 процента.
Ало Кирсимяэ пишет, что «нельзя довольствоваться тем, что где-то по краю плохонькой дороги, которая и так перегружена автомобилями, мы просто нарисуем краской еще одну полосу движения и назовем ее велосипедной дорожкой», что было адресовано именно Таллинну.
Действительно, примерно шесть лет назад город с целью обеспечения безопасности движения на некоторых отрезках дорог выделил часть дорожного пространства для велосипедистов. Это было сделано в качестве особой меры на тех улицах, где было невозможно проложить велодорожку, и для того, чтобы повысить дисциплину водителей на дорогах и заставить их считаться с присутствием велосипедистов.
Для того, чтобы сделать вывод о положительных или отрицательных результатах данной меры, воспользуюсь той же логикой, что и Кирсимяэ, перейдя на общий язык статистики. Обратившись к цифрам, которые начиная с 2007 года указывают исключительно на положительную тенденцию, могу смело заявить, что тогдашняя разметка дало исключительно положительные результаты, уменьшив число пострадавших почти на 43 процента.
При этом за шесть лет город не нанес ни одной новой линии дорожной разметки для велодорожек. На чем основаны приведенные в статье обратные утверждения, остается для меня непонятным.
Городская сеть дорожек для легкого транспорта неуклонно развивается. Можно с гордостью заявить, что благодаря этому суммарная протяженность столичных дорожек для легкого транспорта достигает 210 километров, что превышает расстояние от Таллинна до Тарту!
1 августа горуправа открыла новую объединенную Западно-Таллиннскую дорожку для легкого транспорта, которая сейчас уже набирает популярность.
На позапрошлой неделе в Норвегии произошло ДТП с трагическим исходом, унесшее жизни двух молодых людей из Эстонии. Имеется подозрение, что причина случившегося кроется в превышении скорости.
По логике Кирсимяэ, в данном случае также следует винить норвежские дороги. Но я склонна полагать, что количество ДТП напрямую зависит от дисциплины вождения, и дорожные условия, как и наличие знаков, зачастую не может исправить положение. Поэтому не стоит забывать, что надзор за дорожной дисциплиной является основной профессиональной задачей Кирсимяэ и его коллег.