Законопроект о присоединении к Европейскому стабилизационному механизму (ESM), который члены парламента обсуждали вчера четыре часа, прошел в Рийгикогу первое чтение. Но, несмотря на это, многие вопросы по поводу фонда спасения, считающегося столь необходимым для будущего Эстонии и всей Европы, по-прежнему остаются без ответов.
Законопроект по ESM прошел первое чтение
На внеочередном заседании, которое проходило без перерывов, министр финансов Юрген Лиги с примечательной сдержанностью несколько часов подряд отвечал на вопросы членов парламента.
При этом министр признался, что на самом деле он тоже был все время настроен весьма критично по отношению к Европе и что он не советует ESM в качестве решения Европе, долгие годы жившей не по средствам — это позволит лишь выиграть время.
Европа жила не по средствам
Кроме того, в зале Рийгикогу все согласились с тем, что ошибки, которые привели к нынешним трудным решениям, были совершены в прошлом. «На самом деле, мы выделим немного денег на социалистическую контрреволюцию в Европе», — прокомментировал Лиги вопрос своего товарища по партии Игоря Грязина, который поинтересовался, почему кредиты помощи даются государствам, которые не в состоянии расти, так как там нет нормальной рыночной экономики.
«ESM нельзя толковать как зарубежное обязательство тратить деньги, это следует рассматривать как возможность поддержать свою экономику там, откуда исходят самые большие препятствия. Вместе обеспечивать экономическую безопасность намного дешевле, чем в одиночку. Для нас ESM — это возможность привести в порядок свою европейскую экономическую среду, призвать партнеров к чувству ответственности и реформам», — пояснил Лиги принципиальную позицию Эстонии.
Кроме принципиального вопроса, должна ли Эстония, беднейшая страна зоны евро, помогать государствам, которые жили не по средствам, возникают еще и чисто технические вопросы по ESM.
В то время, когда разговоры о выходе Греции из еврозоны уже перестали быть риторическими, отсутствует, например, официальная позиция по такому вопросу, как будет распределена 2,817-процентная доля греческого участия, что другим принесет увеличение гарантий. Какая-либо регуляция для возможного выхода из ESM отсутствует, но поскольку целью ставится стабильность, то о выходе по возможности стараются не говорить.
Технические вопросы по ESM
Для получения помощи надо будет выполнять договоренные условия, то как отрегулирован карательный механизм на тот случай, если оговоренное не будет исполняться, затягиваться или возникнут другие непредвиденные обстоятельства, например, неготовность к сотрудничеству одной из стратегически важных стран-членов.
У малого государства, предлагающего гарантию в качестве плательщика, на самом деле отсутствует конкретная уверенность, на какие результаты можно надеяться за купленное до сих пор время: предупреждающим примером служит при этом Греция.
ESM вызывает большие сомнения также из-за рабочих процедур: важные решения должны приниматься быстро и конфиденциально. Неясно, где пройдет граница между быстрыми и конфиденциальными решениями и теми, которые будут выноситься на обсуждение Рийгикогу.
Если ESM начнет активно участвовать в операциях открытого рынка, то возникает вопрос, начиная с какой суммы вмешательство потребует более широкого одобрения? Кто точно будет владеть «рыночной информацией» и кто будет отвечать перед европейскими налогоплательщиками?
Для Эстонии немаловажно и то, что на самом деле у нас очень мало людей, полностью информированных обо всех нюансах создания ESM: вполне возможно, что только один.
Многие члены парламента неоднократно выражали претензии к ошибкам перевода на эстонский язык текста самого договора. Второе чтение запланировано на 30 августа.