В Нарвской горуправе считают, что связь гибели 11-летней девочки на Липовке со сбросом воды на Нарвской ГЭС пока не доказана, пишет "ВП". Каких доказательств там ждут?
Какие выводы делает Нарва из трагедий на Липовке?
Не верят очевидцам?
Нарвский Департамент архитектуры и городского планирования сообщает, что в будущие выходные, 11 и 12 августа, примерно около полудня будут открывать шлюзы на расположенной в Ивангороде Нарвской гидроэлектростанции.
Нарвитян просят быть особенно осторожными при посещении в это время единственного городского пляжа — Липовки.
Как сообщал "ВП" на прошлой неделе, 28 июля на Липовке утонула 11-летняя девочка как раз во время сброса воды со шлюзов ГЭС.
Резко поднявшийся уровень воды вызвал течение в этом спокойном в обычное время водоеме, создав ситуацию, особенно опасную для тех, кто плавает неважно, в первую очередь для детей.
Жертв могло бы быть больше, если бы подоспевшие взрослые не спасли тонувшего мальчика. К несчастью, того, как девочка ушла под воду, судя по всему никто просто не заметил.
В спасении мальчика участвовала сотрудница «ВП» Оксана Соболь, рассказавшая впоследствии о том, что даже ей, обладателю второго разряда по плаванию, было тяжело справиться со стремительным течением.
Возникновение течения подтверждают и другие очевидцы. То, что потоку предшествовала предупреждающая сирена, а сам он был вызван сбросом воды со шлюзов ГЭС, тоже является фактом, который руководство электростанции не оспаривало с самого начала.
Между тем, в распространенном на прошлой неделе Нарвской горуправой пресс-релизе взаимосвязь между гибелью ребенка и сбросом воды ставилась под сомнение.
«Что касается информации о том, связана ли трагедия с открытием шлюзов на российской ГЭС, то прямых доказательств этому у городской управы на данный момент нет, - говорится в данном сообщении для прессы. - Сбросы воды происходят несколько раз в год с момента завершения строительства гидроэлектростанции в 1954 году, и до сих пор ни один случай утопления не связывался с открытием шлюзов. Время открытия шлюзов на ГЭС с Нарвской городской управой не согласовывается».
Такой пассаж вызывает недоумение, не только в свете того, что свидетели происшествия говорят о возникшем течении, о том, что детей буквально несло водой, но и в свете того, что он подразумевает, что только повторяющиеся случаи утопления могут доказать, что сброс воды опасен.
Опять же отметим, что руководство ГЭС признало факт взаимосвязи сброса воды на плотине с гибелью ребенка, выразив соболезнование семье погибшей и подчеркнув, что со своей стороны ивангородцы провели все мероприятия, которые должны предшествовать сбросу. Предупредили в числе прочего эстонскую сторону, включили сирену за 10 минут до спуска воды.
О сбросе воды было известно за две недели: 13 июля руководство Нарвской ГЭС получило письмо от администрации Ивангорода с просьбой по случаю празднования Дня города открыть один из затворов плотины Нарвской ГЭС 28 июля с 15.45 до 17.00. Благодаря сбросу воды по сухому руслу можно насладиться видом знаменитых Нарвских водопадов.
Кто виноват? Что делать?
Пресс-релизу Нарвской горуправы предшествовало сообщение полиции о том, что ею возбуждено уголовное дело по статье, рассматривающей причинение смерти по неосторожности. И, возможно, полиции удастся установить, кто и в какой степени виноват в произошедшей трагедии.
Но также хотелось бы, чтобы Нарвская горуправа все-таки поверила бы в то, что несчастный случай произошел именно из-за сброса воды, и чтобы ее чиновники задумались о том, что можно сделать, чтобы предупредить такие трагедии не только с помощью оповещения населения об угрозе. Все-таки не все обязаны читать объявления в газетах, и не все обязаны слышать сирену, купаясь в водоеме.
Может быть, стоит рассмотреть вопрос сужения проток между Липовкой и Наровой, благодаря чему можно было бы подстраховаться от резкого прибывания воды и образования сильного течения.
При том, что в благоустройство окружающей Липовку территории в ближайшие годы будут вложены миллионы евро, странно было бы не потратить некоторые средства для повышения безопасности купальщиков, обустраивая сам водоем.
На этот счет управа пишет, что «Нарва – это самая полноводная река Эстонии. Течение в Липовой ямке имеется всегда, независимо от состояния шлюзов на российской ГЭС».
Безопасность детей в руках взрослых
В своем пресс-релизе горуправа указывала на то, что «по имеющимся данным ребенок купался в части реки, которая не предусмотрена для купания». Также подчеркивалось, что «Липовая ямка является неотъемлемой частью реки Нарва – приграничного водоема, в котором запрещено купание, за исключением специально огороженной буйками акватории».
Горуправа напоминает, что за безопасность детей на водоемах в первую очередь отвечают их родители или опекуны, информируя, что в день трагедии девочка находилась на пляже без сопровождения взрослых.
Между тем, управа нашла деньги на продление времени работы спасателей в будние дни до 20.00 и на увеличение числа спасателей до двух (с 15.00 до 20.00, с 11.00 до 15.00 — на пляже один спасатель).
«Кроме того, в ближайшие дни в зоне данного водоема будут установлены дополнительные разъясняющие правила нахождения на территории водоема инфотаблицы и знаки», - обещает управа.