Cообщи

Гордость юной Дианы и слезы умудренной жизнью Клеопатры

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В хоре Успенской поморской общины из Калласте    поют Мирапия Решетько, Клеопатра Кондрашова, Феодосия Шлендухова, Прасковья Семенова, Павла Тильг.
В хоре Успенской поморской общины из Калласте поют Мирапия Решетько, Клеопатра Кондрашова, Феодосия Шлендухова, Прасковья Семенова, Павла Тильг. Фото: Лаура Окс

 На берегу Чудского озера в городе Муствеэ фестиваль    древлеправославной культуры познакомил с духовными традициями живущих в странах Балтийского моря общин    староверов.

В минувшую субботу в Муствеэ прошли мероприятия очередного Международного фестиваля древлеправославной культуры «Пейпус», который уже в шестой раз проводит руководитель проектов общества культуры и развития староверов Земфира Лампманн. Сама Лампманн не из староверов, ей просто очень близок этот богатый пласт культуры, и она хочет, чтобы эта культура сохранилась.

Фестиваль открылся в культурном центре Муствеэ лекцией ректора рижского Духовного училища Николая Иванова. Это учебное заведение готовит духовных наставников и причетников (певчих) для староверческих общин, о чем и рассказал ректор. «Тема эта актуальна и для Эстонии, где все острее ощущается недостаток духовных наставников», — сказала Земфира Лампманн.

Трогательные песни
В полдень начался концерт духовных песнопений, и Земфира Лампманн представила коллектив, который выступал первым, — мужской хор «Унисон», составленный из представителей общин староверов Латвии, Литвы и Польши.

На взгляд непосвященного, «Унисон» исполнил свои песнопения безупречно, однако один из певцов сразу после выступления не смог удержаться от горького замечания: «Извините, я там в одном месте не дотянул». Его товарищ отозвался с улыбкой: «А я-то думал, кто там сзади не дотягивает. Оказывается, это ты был».

Духовные песнопения староверов красивые, но и сложные, и тем более удивительно, как удалось так хорошо спеться мужчинам из общин разных стран. «Песни эти мы поем в своих общинах, к тому же мы часто встречаемся», — объяснил заместитель председателя Высшего совета церкви Литвы, духовный наставник Каунасской общины Сергий Красноперов.

Выступил на фестивале и женский хор Успенской поморской общины из Калласте. «Женщина в зале даже плакала, когда мы пели», — поделилась наблюдением одна из хористок после выступления.

«У меня и самой слезы на глаза наворачивались», — призналась ее подруга по хору Клеопатра Кондрашова. «Все-таки очень трогательные у нас песни, — пояснила она. — С другой стороны, есть причины и для грусти. Вот клуб у нас в Калласте несколько лет назад сожгли. А ведь клуб, наряду с церковью, это духовный центр города, поселка».

По словам Клеопатры Георгиевны, репетируют они в церкви. Руководителя у них нет, просто слушают диски с записями песнопений и учатся по ним. Поют в хоре женщины, которые сами уже бабушки и прабабушки. Однако в программе фестиваля были представлены и коллективы среднего и младшего поколений.

Среднее представлял молодежный хор поморских общин Литвы, а младшее — два детских хора: один из Латвии — «Звонецъ», второй местный — «Русалия», составленный из учеников Колкьяской основной школы.

История пташки
С Дианой и Настей, поющими в этом хоре, мы познакомились еще до выступления. Наверное, их родители староверы? «Мы и сами молодые староверы!» — ответила Диана с гордостью: похоже, староверческие традиции еще долго будут живы в Причудье.

Особенно нас впечатлил «Стих о пташке» в исполнении «Русалии». Как рассказала руководитель хора «Русалия» Марина Авдеева, репертуар коллектива составляют в основном песнопения XVII-XVIII веков, хотя, напрмер, «Стих о пташке», очень красивое, хотя и грустное песнопение, написан еще раньше.

Между тем, эмоциональная тональность его нисколько не устарела, и многие и сегодня, услышав историю пташки, очутившейся в чужом краю, где ни одной родной души рядом нет, могут подумать, что это и про них.

По словам Марины Авдеевой, в стародавние времена эти духовные песнопения пели и в семьях. Сейчас такого уже нет, но есть еще люди, которые помнят эти песнопения. «Например, стих «Голуби», которым мы закончили выступление, нам напела женщина из Варнья», — отметила Авдеева.

Весь Муствеэ был обвешан афишами фестиваля «Пейпус», но утверждать, что он вызвал в городке ажиотаж, было бы преувеличением, зато те, кто пришел послушать выступления хоров, были очень рады такой возможности.

Один из слушателей, пожилой мужчина, после концерта уже сел было на велосипед, чтобы поехать домой, но услышав наш вопрос — что привело его на фестиваль? — пересказал чуть ли не всю историю своей нелегкой жизни, начиная с немецкого плена в детстве во время вой­ны.

«Я не старовер, но каждый год стараюсь приходить на этот фестиваль, потому что от этих песен на душе становится теплее», — рассказал Валентин Грудин, уроженец Печорского края, давно живущий в Эстонии, а в Муствеэ — последние восемь лет.

Приехали на фестиваль и несколько женщин из Раяской староверческой общины вместе со своим духовным наставником Осипом Иодкиным. «Они тоже у нас поющие, правда, выступать пока не решаются, а вот послушать любят, — сказал Осип. — Я рад был также встретиться со своми друзьями-единоверцами из Латвии и Литвы».


Через час после окончания концерта участники фестиваля «Пейпус» отправились в Тарту. Там они выступили в воскресенье, а в понедельник у них концерт в Таллинне.

Ключевые слова

Наверх