Защита участниц панк-группы Pussy Riot, суд над которыми проходит в Москве, на данный момент не опасается за детей своих клиенток и пока не оформляет над ними опеку, но в случае необходимости готова будет это сделать, пояснили РАПСИ адвокаты Марк Фейгин и Николай Полозов. Тем самым они опровергли сообщения ряда СМИ, согласно которым защита обвиняемых якобы уже оформляет опекунство над малолетними детьми Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, чтобы предупредить их возможную передачу после приговора в приемные семьи. Между тем западные СМИ продолжают обсуждать процесс, критикуя президента Владимира Путина и сравнивая происходящее в Москве с судом над Иисусом Христом.
Pussy Riot на Западе сравнили с "нечестивым евреем по имени Иисус"
Некоторые СМИ сообщили ранее в понедельник, что Марк Фейгин оформляет опекунство над четырехлетней дочерью Надежды Толоконниковой, а Николай Полозов собирается опекать пятилетнего сына Марии Алехиной Филиппа. У третьей подсудимой - Екатериной Самуцевич - детей нет. Однако позднее сами адвокаты прояснили ситуацию. Это "резервный вариант", если детям будет угрожать опасность, пояснил Фейгин журналу The New Times.
"Мы рассматривали ситуацию, которая произошла весной. Тогда был риск, что супруга Толоконниковой Петра Верзилова арестуют. Тогда, в марте, мы и стали собирать документы для оформления опеки, чтобы в случае чего сработать быстро. У Алехиной другая ситуация: ее брак официально не зарегистрирован. И ей, кстати, чаще всего угрожали оперативники лишением прав. Мы проявили, так скажем, некую прыть, стали собирать бумаги. Но все это - предыдущий период", - сказал Фейгин агентству РАПСИ.
Николай Полозов также подтвердил, что в данный момент защитники не видят угрозы для детей девушек. "Если угроза возникнет (например, когда девушек посадят на три года), у нас уже все документы есть, и мы возьмем под опеку их детей", - заключил Фейгин.
Полозов рассказал, что в случае с сыном Алехиной ситуация "несколько лучше". "Гражданский муж Марии Никита вполне самостоятельный человек, он не привлекался по этому делу даже в качестве свидетеля. По крайней мере, у Филиппа, маленького сына Марии, есть отец", - сказал он.
"Но исключать ничего нельзя, потому что у них гражданский брак, в какой-то момент на Машу в СИЗО сильно давили, и была угроза, что после осуждения она может лишиться ребенка, в том числе из-за пожилого возраста ее матери", - подчеркнул Фейгин.
Как оказалось, третий адвокат Pussy Riot Виолетта Волкова в настоящее время оформляет опекунство над детьми лидера "Левого фронта" Сергея Удальцова и его жены Анастасии. "Удальцовы оба привлекаются по уголовному делу 6 мая. Мы говорили с Сергеем, что если вдруг возникнет такая опасность, то при отсутствии других близких родственников ответственность придется на какое-то время взять на себя", - сообщила она.
Адвокаты об унижениях и провокациях на суде
Защитники по делу Pussy Riot Марк Фейгин, Виолетта Волкова и Николай Полосов подозревают, что после приговора их лишат адвокатского статуса. "А вы знаете, у меня такое ощущение, что это наше последнее дело, потому что после него нас постараются лишить статуса адвокатов", - заявила Волкова в интервью The New Times.
"Что мы видим по этому делу: постоянные оскорбления со стороны государственного обвинителя, оскорбления со стороны самого суда, который позволяет себе совершенно недопустимые высказывания, нарушает судейскую этику - все говорит о том, что нас намеренно провоцируют", - считает адвокат. По ее мнению, судебный процесс, который должен быть символом правосудия и закона, потерял свой смысл.
"Мы не видим судебного процесса в той форме, в которой он должен проходить", - сказала Волкова, отметив, что защита видит лишь "попытки власти унизить адвокатов в глазах журналистов, которые сидят в зале суда". Адвокат уверена, что "это делается намеренно", а судья навязала им "абсолютно некорректный, унизительный процесс".
На вопрос, сталкивались ли защитники с таким отношением раньше, Марк Фейгин ответил: "Нет, такого точно не было". Коллегу поддержал Николай Полозов. "Никогда, - сказал он. - Было разное, всякие процессы, и по политическим делам - я защищал Сергея Удальцова, Алексея Навального, Сергея Митрохина из "Яблока", рядовых активистов, которые не имеют громкого политического имени". "Даже в этих судах, даже одиозная судья Боровкова…" - напомнил он имя судьи Ольги Боровковой, которая вынесла не один приговор об аресте в отношении оппозиционеров.
По словам Полозова, Боровкова "не позволяла себе того, что позволяет себе Хамовнический суд". "Мои разговоры прослушиваются, я замечаю "наружку" в некоторых поездках, машины за собой, то есть такой очень плотный колпак. Власти нас сковали кольцом своего надзора. Но я считаю, что то, чем я занимаюсь, чем занимаются мои коллеги, морально ставит нас гораздо выше наших преследователей", - добавил он.
Марк Фейгин считает, что "это произвол, разрешенный сверху". Отвечая на вопрос, на каком уровне, адвокат уточнил: "На самом высоком". Защитник уверен, что "Владимир Владимирович" (Путин) лично занимается делом Pussy Riot.
Напомним, процесс по делу Pussy Riot стартовал 30 июля. В минувшую пятницу девушки выступили с последним словом. Судья Марина Сырова назначила оглашение приговора на 17 августа. Ранее прокурор попросил дать каждой из трех арестованных за акцию в храме Христа спасителя по три года колонии общего режима.
Зарубежные СМИ продолжают критиковать процесс по делу Pussy Riot. По мнению иностранных наблюдателей, виной всему отсутствие у Путина чувства меры. Российский лидер одинаково прицельно и безжалостно бьет тяжелым молотом как по в чеченским боевикам, так и по артистам, которые провели "ненасильственную акцию против авторитаризма", считает The Globe and Mail. "Проделка" женской панк-группы, устроившей антипутинский "панк-молебен", была расценена как мятеж, представляющий угрозу для режима, цитирует издание InoPressa.
Говоря о молоте, издание цитирует Стинга, который сказал, подразумевая имидж крутого парня, который Путин так любит культивировать: "Чувство меры - как и чувство юмора - является признаком силы, а не слабости". Напомним, ранее Стинг, приехав на гастроли в Россию, вступился за девушек.
По мнению обозревателя британской газеты Financial Times Гидеона Рахмана, суд над участницами Pussy Riot напоминает показательные процессы 1930-х годов в СССР, несмотря на то, что с ростом влияния социальных медиа властям становится гораздо сложнее контролировать основную линию процесса. Современная Россия занимает "причудливое промежуточное положение между свободой и притеснением", отмечает автор статьи. Появление Pussy Riot демонстрирует размах протеста, а преследование участниц группы - его границы, считает журналист.
Газета The Guardian, в свою очередь проводя аналогии, сравнила происходящее в Москве с судом над Иисусом Христом. По мнению автора статьи Джайлза Фрэхера, девушек судят за такое же "святотатство", что и Иисуса.
Будет ли суд над участницами Pussy Riot будет более беспристрастным, чем суд над "тем нечестивым евреем, который столь раздражал государство и религиозные власти своей эпохи", - таким вопросом задается журналист.
Юлия Смирнова в статье для Die Welt написала, что когда Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич задержали за выступление в храме и в светском суде стало рассматриваться дело о "богохульстве" и "сатанинских плясках", образованным людям России, "стало не по себе".
"Случай Pussy Riot обнажает конфликт между той частью страны, жизнь которой по-прежнему определяют советские правила поведения, и современной, более образованной частью общества", - считает автор, указывая, что "Россия малых городов и деревень, верящая теленовостям, считает молодых женщин "кощунницами".
По словам Смирновой, для молодых образованных россиян процесс явился "шоком" - "им стало ясно, что им предстоит суровая борьба за их представления о демократии".
Сара Николь Прикетт в The Globe and Mail написала, что в моменту начала суда все, кто следил за расследование дела, знали, что "Владимир Путин, вновь ставший президентом этой весной, фактически предложил государственное спонсирование РПЦ в обмен на ее поддержку".
По словам журналистки, суд все эти дни проходил "в атмосфере пугающего сюрреализма" - Алехина, Толоконникова и Самуцевич стояли в стеклянном аквариуме, "будто в артхаусном садистском порно". "Подвергающиеся преследованиям со стороны церкви, они перевернули с ног на голову надуманные обвинения, поскольку выглядят как мученицы - как три Жанны Д'Арк", - пишет Прикетт.
Как отмечает автор статьи, в России патриархальность настолько буквальна, что поддерживается патриархом Кириллом. По ее мнению, на Западе такой процесс был бы невозможен - девушек "либо игнорировали, либо коммерциализировали".