Все еще неясно, насколько жизнеспособна еврозона. Но если правительства и регулятор задержат распад искусственно, прекрасно понимая его неизбежность, конец окажется ужасным – чрезвычайно ужасным, предсказывает в Project Syndicate известный американский экономист Нуриэль Рубини, мнение которого приводят «Вести».
Рубини: нужен своевременный распад еврозоны
Германия все больше признает, что необходимая корректировка для восстановления роста, конкурентоспособности и приемлемого уровня долга в периферийных странах еврозоны может состояться лишь через жесткую экономию и внутреннюю девальвацию, а не реструктуризацию долга и выход (ведущий к введению резко обесцененной национальной валюты).
Цена худшего сценария развития событий, скорее всего, превысит триллионы евро. Кроме того, потребуется мощное официальное финансирование, так как инвесторы будут снижать свои доли в облигациях, банках и корпорациях периферии. Для корректировки ситуации, восстановления доверия и замедления бегства капитала потребуется много лет.
До недавнего времени официальное финансирование проводилось финансовыми властями (Европейским стабилизационным фондом, который вскоре станет Европейским стабилизационным механизмом) и МВФ. Но в последнее время официальное финансирование все чаще проводит ЕЦБ – первоначально в форме покупки облигаций, а затем предоставляя ликвидные средства банкам и составляя бюджеты с помощью системы расчетов еврозоны Target2. Но имея усиливающееся политическое давление в Германии и других государствах против укрепления финансовой стены, ЕЦБ планирует дополнительное крупномасштабное финансирование Испании и Италии (главным образом через покупку облигаций).
Таким образом, Германия и ядро еврозоны активнее передают ЕЦБ официальное финансирование проблемных стран. Если Италия и Испания, имея трудности с ликвидностью, останутся кредитоспособными, крупномасштабное финансирование даст им время для проведения программы жесткой экономии и экономических реформ, а это в свою очередь приведет к приемлемому уровню долга, конкурентоспособности и росту. В этом случае эта стратегия принесет успех и сохранит еврозону.
Во время этого процесса могут возникнуть новые финансовые и банковские союзы, а также произойдет дальнейшая политическая интеграция. Но, несмотря на важность финансовых и банковских союзов, ключевым остается вопрос: смогут ли крупномасштабная финансовая помощь и постепенная корректировка восстановить рост экономики. Для этого потребуется значительное терпение со стороны правительств и общественности как ключевых, так и периферийных стран, включая сохранение масштабного финансирования и предотвращение негативной социальной и политической реакции на многолетнее затягивание пояса и падение жизненного уровня.
Насколько реален этот сценарий развития событий? Напомню, что необходимо преодолеть: экономический развал и углубляющуюся рецессию; необратимую балканизацию банковской системы и финансовых рынков; неприемлемую долговую нагрузку для государств и частных компаний; низкий рост и высокие бюджетные расходы в странах, которые рассматривают внутреннюю девальвацию и дефляцию для восстановления конкурентоспособности; успокоить встревоженные рынки и нетерпеливых инвесторов; усталость от политики жесткой экономики в периферии и усталость от бесконечного предоставления помощи в ключевых странах; отсутствие условий для сохранения зоны единой валюты; серьезные проблемы в создании по-настоящему финансового, экономического и политического союза.
Если постепенный процесс дезинтеграции, в конце концов, приведет к неизбежному распаду еврозоны, дорога, выбранная Германией и ЕЦБ - крупномасштабное финансирование периферии, – разрушит балансовую отчетность банков ключевых стран. Более того, огромные потери от материализовавшихся кредитных рисков могут поставить под угрозу экономики ключевых стран, что в свою очередь поставит под вопрос существование ЕС.
В этом случае "организованный развод" сейчас предпочтительнее кошмарного и беспорядочного раскола в будущем. Конечно, распад будет очень дорогим и потребуется созвать международную конференцию для реструктуризации долга периферии и кредиторских требований ключевых стран. Но своевременный распад позволит сохранить единый рынок и ЕС. Бесполезная попытка отложить распад на один или два года приведет к ужасному концу и хаосу.
Однако политики еврозоны не хотят рассматривать преждевременный распад. Германия и ЕЦБ надеются, что крупномасштабная ликвидность даст время для необходимого восстановления роста и достижения приемлемого уровня долга. Несмотря на огромный риск, этой стратегии придерживаются главные игроки еврозоны. Только время скажет, правильно ли для сохранения гаража закладывать дом.