Такая мера наказания по законам Норвегии является максимальной. При этом там действует система, которая предусматривает, что если после окончания срока наказания осужденный, по мнению суда, по-прежнему будет представлять опасность для общества, срок наказания ему могут продлить. По словам экспертов права, вполне вероятно, что всю оставшуюся жизнь Брейвик проведет в тюрьме.
Рациональный убийца
Судебное решение, объявленное судьей Венхе Элизабет Арнтцен, вызвало у Брейвика довольную усмешку, поскольку его желание сохранить образ политического террориста, а не душевнобольного человека, осуществилось. Начиная с момента ареста, он утверждал, что целью его террористических атак было желание побудить европейцев бороться с мультикультурализмом. По словам Брейвика, его мишенью была правящая левоцентристская Рабочая партия, которая поддерживает иммиграцию мусульман, а 69 молодых людей, находившихся на острове Утойя, были активистами с промытыми мозгами.
По оценке прокуроров, в момент совершения терактов Брейвик был невменяем, и его следовало бы направить на принудительное психиатрическое лечение.
В первом рапорте судебно-психиатрической экспертизы утверждения Брейвика о том, что он принадлежит к Ордену тамплиеров, были признаны симптомом психоза. Однако в заказанном судом втором рапорте говорилось, что Брейвик отрекся от ранее упомянутых деталей, что свидетельствует о его рациональном мышлении. Во время допросов обвиняемый владел собой, был последователен и давал взвешенные ответы.
Как отметила судья Арнтцен, для людей с параноидальной шизофренией характерны странные представления, как, например, вера в то, что они могут контролировать весь мир, или контакты с пришельцами. Но речи Брейвика основывались не на галлюцинациях, а на его крайне правых политических взглядах.
По ее словам, на формирование его взглядов оказала влияние праворадикальная субкультура, и с наступлением совершеннолетия он заявил о себе как о политически активном человеке, вступив в партию противников иммиграции.
Суд признал, что Брейвик в последние годы действительно жил отшельником. Однако и этому он нашел рационально объяснение — он жил замкнуто, так как занимался подготовкой своей акции.
Судья Арне Линг сообщил, что в ходе разработки своего плана Брейвик употреблял стероиды, занимался в тренажерном зале и ходил в походы с рюкзаком, набитым камнями. До совершения теракта убийца отыграл 130 часов в видеоигру «Call of Duty», состоящую преимущественно из стрельбы.
Чудовищный коктейль
За несколько дней до взрывов и стрельбы на острове Утойя Брейвик начал употреблять коктейль из эфедрина, кофеина и аспирина, влияние которого можно сравнить с действием амфетамина: он повышает желание рисковать, придает уверенность в себе, а также усиливает агрессивность.
Люди, пережившие кровавую драму, и родственники погибших приветствовали решение суда. «Я был счастлив и воспринял решение суда с облегчением, — сообщил новостному агентству АР Тор Сайндинг Беккедал, находившийся во время стрельбы на острове. — Я убежден, что он сумасшедший, но это политическое сумасшествие, а не душевное заболевание».
Переживший кровавую бойню Пер Андерс Лангерод сообщил, что хотел бы навестить Брейвика в тюрьме. «Я не хочу делать ему больно, поскольку у меня проблемы с насилием, а теперь тем более, — сказал он. — Но я хотел бы на него поорать. Я хотел бы ему объяснить, какой он эгоистичный маньяк и убийца, и какой негатив он привнес в жизнь многих людей».
В ходе процесса, длившегося 10 недель, Брейвик признал организацию атак и детально описал, как он взорвал бомбу перед зданием правительства в Осло и открыл огонь в молодежном лагере Рабочей партии. В результате взрыва погибли восемь человек и более 200 получили ранения. На острове Утойя погибли 69 человек, большая часть из которых были подростками. Самой юной жертве было 14 лет.
Брейвик сказал: «Я не жалею о содеянном и сделал бы это снова».