«У меня здесь еще два места осталось, а у тебя как?» — «Все забито! Надо дальше направлять». Так переговаривались между собой работники охранной фирмы, регулировавшие парковку автомобилей. К середине дня делать это было уже нелегко: свободного пространства оставалось все меньше, а машины все подъезжали, прибывал народ и на рейсовых автобусах.
В Тойла прошел День шахтера
В Тойла отмечали День шахтера, организованный концерном Viru Keemia Grupp (VKG), как всегда, в последнее воскресенье августа.
Лес и сланец
Уже с утра работала ярмарка — на прилавки были выставлены товары в поистине необъятном ассортименте. За одним из прилавков изделиями из соломы торговала Эндла Липп из Йыхви. Эндла делает из соломы и украшения, и вещицы прикладного характера, причем еще и учит других. Правда, сетует женщина, желающих немного, особенно среди молодежи: «Молодых сейчас интересует только экран перед глазами и клавиши под руками».
Свернув с ярмарочной аллеи, подошли к Лесной палатке, развернутой Центром управления государственными лесами (RMK). Возле нее мальчик пилил бревно примерно в двух сантиметрах от края. «Прямо ножовку держи, и палец береги», — наставлял его инструктор.
RMK в очередной раз подтвердил свойственную этому учреждению способность не упустить ни одной возможности напомнить людям о зеленом богатстве Эстонии, не менее ценном, чем добываемый шахтерами сланец.
Мальчик закончил пилить и получил заготовку, которую можно было использовать для изготовления парковочных часов, а можно приклеить к сосновому основанию кусок сланца, и получиться сувенир, символизирующий единство двух, казалось бы, совершенно противоположных по своей сути богатств Эстонии — серого сланца и зеленого леса.
Тем временем на главной сцене начались выступления артистов, и одновременно на стадионе — матчи футболистов. Концертную программу открыл танцевальный коллектив «Радость» из Кохтла-Ярве, а футбольную — встреча шахтеров VKG и Eesti Energia.
Самый лучший папа
В первом матче победили хозяева праздника со счетом 2:1. Потом на поле вышли команды химиков и монтажников — те и другие трудятся в VKG. В первом тайме игра была немного бестолковой. Силы ударам по воротам хватало, а вот точности — не очень: мяч порой улетал чуть ли не в ярмарочные ряды.
Зато во втором тайме невероятной красоты гол забил выступающий за химиков Антон Семенов: с линии штрафной площадки с лета ударил так, что мяч едва сетку не порвал, вонзившись точно в правый верхний угол. В итоге химики разгромили монтажников, забив четыре мяча, правда, соперники в самом конце все же размочили счет.
Героем матча стал Антон Семенов, автор двух голов и одной голевой передачи. Правда, как пояснил Антон, он не химик, а электрик, но работает на химическом производстве VKG.
Сразу после награждения футболистов (проигравшим — упаковка баночного пива, победителям — две) началось метание сапога. Сначала метали дети, потом женщины. Не у всех получалось закинуть сапог так далеко, как хотелось. Но особенно удачный бросок одной дамы вызвал аплодисменты и одобрительные возгласы публики. Кто-то воскликнул: «Сразу видно — с шахты «Эстония!»
«Раньше там работала, — пояснила нам женщина, попросившая не называть ее имени. — Уборщицей, имея диплом инженера-механика. А теперь и этой работы нет. Так, перебиваюсь. Здесь молодежь-то без дела сидит, а кому мы нужны? Мечтаю об одном — до пенсии дотянуть».
А вот у жителя Силламяэ Андреса Тальвера, который приехал на праздник со всей семьей, — настроение было великолепное. Единственно, что его немного омрачило, это то, что разрез «Нарвский», где Андрес уже десять лет работает бульдозеристом, на этот раз не выставил команду по перетягиванию каната. Всегда участвовал в этом состязании, и сейчас, говорит, руки так и чешутся, но увы.
Андрес щеголял в футболке с надписью «Самый лучший папа». «Жена подарила, а ей виднее», — пояснил отец пятерых детей и дедушка одного внука. Причем внуку скоро три года, а младшему сыну — только год и три месяца.
Поющий шахтер
На концерной сцене уже начиналось выступление Александра Ласикова, профессионального шахтера, горнорабочего шахты «Виру». Поющий шахтер, называют его в этих краях, и поет он действительно классно.
Закончил он свое выступление гимном первопроходчиков шахты «Оймаа», сочиненном на мелодию песни военных лет «От Москвы до Бреста нет такого места», известной в исполнении Леонида Утесова. Листок с текстом певец держал в руках. «Ребята с «Оямаа» только вчера передали, — пояснил после выступления Александр. — Сами сочинили. Молодцы!»
Где он так научился петь? В ответ поющий шахтер только плечами пожал — так, как-то само собой получилось. Между тем, Ласиков записал уже два диска. Поет он на русском, эстонском, украинском и финском языках.
«По происхождению я ингерманландский финн, и, признаюсь, в свое время были мысли перебраться по этой линии в Финляндию, — рассказал Ласиков. — Тогда и записался на курсы финского языка. А потом передумал уезжать. Я здесь родился, вырос, все тут свое, родное. Ну куда я отсюда? А язык финский пригодился».
После выступления поющего шахтера началась церемония официального открытия Дня шахтера.
Они были первыми
«Ида-Вирумаа, где мы с вами живем, — самый красивый и самый богатый регион Эстонии, имеющий огромный потенциал, — сказал директор по развитию VKG Яанус Пурга. — Это регион, богатый сланцем, но главная его ценность — хорошие люди, в том числе шахтеры. Хочу снять перед вами шляпу и поклониться». Тут и выяснилось, почему Яанус Пурга был в шляпе: он снял ее в прямом смысле слова и под бурные аплодисменты отвесил низкий поклон.
Затем слово взял Маргус Коттизе, директор недавно вступившей в эксплуатацию шахты «Оямаа», которая входит в состав концерна VKG. Объем сланца на ней оценивается примерно в 60 млн тонн, которого хватит, как предполагают, лет на двадцать
«Три года мы строили, строили, и, наконец, построили нашу шахту, а через полгода она достигнет полной мощности, и тогда мы сможем с гордостью констатировать: «Мы это сделали!» — сказал Коттизе и пригласил на сцену группу лучших шахтеров для награждения: они были первыми, кто достиг 30-метровой глубины, где залегает рабочий пласт сланца. Это Виктор Бондаренко, Илья Магомедов, Калев Баумер, Виталий Марфин, Владимир Краснов, Михаил Поляков.
Калеву Баумеру доверили честь зажжения огня Дня шахтера. Это было сделано по-шахтерски. Калев Баумер поднес горящий факел к бикфордову шнуру, и огонек медленно пополз к вершине башни. Прошло несколько минут, когда он достиг чаши на вершине, и там под аплодисменты тысяч людей в ней возгорелось пламя.
Когда уже стало темнеть, исчерпана была только спортивная часть программы, праздник же продолжался до позднего вечера, завершившись фейерверком.