Сторонников нового закона об НКО, требующего добровольно признать себя "иностранными агентами" правозащитников, получающих иностранные гранты, письмо из США не переубедило. "Это любовная лирика, раскрывающая трепетность их отношений", - заявила РБК председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая.
Однако автор обращения к Обаме, известный правозащитник Лев Пономарев доволен результатом своего обращения: "Мы подчеркиваем, какую глупость делает власть, втягиваем ее в некий международный скандал. Одно дело - просто называть Пономарева "иностранным агентом" на "Первом канале", это пропаганда, но еще они должны бы знать, по каким правилам пишутся законы. Никакого понятия "иностранный агент" они не ввели, но в Гражданском кодексе понятие "агент" есть. Агент - человек, являющийся участником договора, у которого должен быть принципал, который дает задание. А есть ли договор, по которому я должен выполнять какое-то задание? И вот президент отвечает: нет, договора нет".
Лев Пономарев воспринимает письмо как часть широкой правозащитной кампании, посвященной новому закону об НКО. "На дипломатическом уровне никто дополнительных шагов делать не будет, и закон об НКО никто не станет отменять, но, возможно, удастся добиться того, чтобы его де-факто не вводили в действие", - надеется он.
Согласно закону, любая НКО, отвечающая двум признакам - финансирование из-за рубежа и участие в политической деятельности - в обязательном порядке должна состоять в реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Для этих НКО будет действовать иной правовой режим, чем для обычных НКО - предусматривающий, в частности, особую отчетность и особые проверки. За несоблюдение закона предусматривается уголовная ответственность - до четырех лет лишения свободы. Нововведения вызвали неоднозначную оценку в российском обществе.