Предлагаю вашему вниманию мои размышления в связи с некоторыми событиями, произошедшими на уходящей неделе.
О новом виде международного терроризма
Куда нормальному человеку податься?
Число местных борцов за свободу там («за Наровой») множится. Юку-Калле Райд обсуждал два дня с прессой технические проблемы крепления плаката «Свободу не арестуешь!» на бастионе Виктория, но провисел плакат около двух часов. Жители его убрали сами. Может, это были агенты Кремля? Этот депутат очень забавный персонаж, который совсем не известен своей позицией по важным вопросам развития страны, но эпатажными выходками и заявлениями прославился задолго до своего депутатства. Но по-настоящему неадекватным его поступок делает принадлежность к парламентской группе Эстония – Россия. Мне всегда казалось, что эти парламентские группы создаются для налаживания отношений с другим парламентом. Этот депутат к вопросу подходят шире.
Концерты мировых звёзд в России и у нас последнее время часто проходят под лозунгами пропаганды гомосексуализма и сомнительными политическими заявлениями. Всегда умиляла ситуация в Западной Европе, когда годами идут дебаты о нюансах ограничений в рекламе с учётом влияния на несовершеннолетних (при этом реально не допустить просмотр ТВ ими в позднее время или оградить от влияния сомнительных реклам проблематично). Но никого не интересует, что происходит с той же публикой на концертах попзвёзд, влияние которых на подростков многократно выше.
Ко всей этой сомнительной компании очень тяготеют борцы за свободу с обнажённойгрудью. Они последнее времязапредельно активизировались по всему миру. Спилили крест в Украине и бросились на европейский футбольный кубок там же. Угрожают приехать в России «попилить» в том же духе. Если и без того не очень дружественно настроенная к ним консервативная часть населения России кого-нибудь покалечит, то это станет свидетельством проблем с демократией или не адекватности топлес-борцов? Если всё это борьба за свободу, то меня такая свобода не привлекает. Я готов бороться против такой свободы. Европейская цивилизация стремительно приближается к точке не возвращения в нормальное состояние. После событий 11 сентября 2001 года всему миру внушали: беспечно жить дальше нельзя. Необходимо быть всегда начеку, обращать внимание на подозрительных людей и предметы, оставленные в общественных местах, повышать меры безопасности. Позже весь западный мир убеждали в необходимости воевать в Ираке или Афганистане, чтобы остановить всё в гнезде террора. Где и с кем должны сейчас воевать нормальные люди, чтобы никто не ворвался к ним в церковь или не спилил дорогой душе крест? Как оградить детей от влияния идей, реализация которых может привести к тому, что у многих из нас может не быть внуков?
О русском образовании, рейтингах и не только
Опубликованный рейтинг гимназий логично стал предметом бурных дискуссий и многочисленных интерпретаций. Для начала выражу скептическое отношение к тестам в школе вообще. Это специфическая форма педагогической безответственности. Группа товарищей решает, что ответы тем или иным образом на определённые вопросы показывают уровень знаний ученика. Это в любом случае всегда версия конкретных людей. Малейшие утечки вопросов или предварительная информация о тестах искажают картину до неузнаваемости. В отношении многих серьёзных предметов (например – математика) это выглядит вообще смехотворно. Но такие технологии существенно упрощают жизнь педагогам и чиновникам. Вся эта система это противоречивое порождение современного суетливого мира.
Автора сильно позабавило публицистическое выступление Яны Тоом, главного борца за русское образование. Пока она объясняла причины успехов Таллиннской Гуманитарной гимназии, всё было логично. Но когда дошла до любимого детища столичных властей Линнамяэского русского лицея, то логика начала давать сбой. Рассуждения на тему, что после этой гимназии ещё две сотни гимназий с худшими выглядит смехотворно. Но рассуждая о результатах, она намеренно обходит главный посыл их критиков: они не лучшие даже по русскому языку. Это выглядит двусмысленно и в части названия и, тем более, в плане их претензий быть символом борьбы за русское образование. Но почему-то мало кто обратил внимание на Эхтескую гимназию. Она обошла флагман на 3 позиции. Её директора весь учебный год третировали городские власти, ожидая присоединения к протестам, и в конце концов «ушли». И даже в этих адских условиях гимназия многого добились. Это результат камня на камне не оставляет от большинства обвинений в адрес уволенного директора. А если вы подумаете о том, что речь идёт о гимназии в середине не самого благополучного района Копли, то это результат вам покажется ещё более значимым. Самым большим откровением для автора стала суть претензийпротивников директора. Они, как оказалось, хотят и эстонский язык в требуемом объёме пока не вводить, и гимназическую ступень сохранить, и ставят в вину директору, что она хочет отказаться от углублённого изучения… французского языка. При таких наполеоновских (во всех смыслах) планах попечительского совета гимназия обречена. Как только она (директор) посмела. Без французскогоу нас жизни нет. В Копли – в особенности.
Уезжать или не уезжать, вот в чём вопрос
Обычно автор первые записи в тексте будущего обзора делает в четверг, но в этот раз Ксения Анатольевна «вдохновила» меня уже в воскресенье. Они с Навальным начали дискутировать на тему стоит уезжать или нет. Пока они оба в разной степени против отъезда, но цыплят по осени считают. Не прошло и года некоего подобия борьбы с системой, как ребятки начинают затрагивать пораженческие темы. Пока были в центре внимания СМИ, в том числе иностранных, всё было хорошо. Но сейчас им стало ясно: насквозь прогнивший режим почему-то не спешит сдаваться. В отличие от революционеров XIX века новые борцы идти в народ (по многим признакам) не собираются. В одном случае 15 суток ареста и пара задержаний, а в другом – обыск на квартире и проблемы с работой на федеральных каналах (как будто должны было произойти иное), переполняют чашу страданий новых «великомучеников» за либеральную идею. Нет в истории России последних двух веков примеров долгой рутинной борьбы за либеральную идею. Актов самопожертвования и громких акций было много (в том числе с десятками случайных жертв). Примеров последовательной и долгой борьбы я не знаю. Наступает опасный момент, когда могут появиться новые засулич и халтурины.
Короткие новости по разным поводам
Ура! Мы присоединились к ЕСМ. Депутат Грязин вполне логично заявил, что до решения Верховного Суда в Германии любые присоединения выглядят сомнительно. Лиги в своё время заявлял о ничтожной вероятности платежей по европейским обязательствам. Эта ничтожная вероятность выражается в 150 миллионов евро, которые придётся внести уже в этом году. При этом решения об источниках финансирования и уровне повышения зарплаты собственных учителей пока нет. С полицейскими и спасателями в следующем году тоже нет ясности. Реформист Свен Сестер цинично заявил: повышение зарплат это расходы, а ЕСМ - инвестиция. Комментаторы шутят, что пока есть деньги только для греческих учителей. Есть сильное ощущение, что у Лиги в этом механизме личный интерес. Не ждёт ли его там тёплое местечко за наш с вами счёт?
Очень удивил президент обращением по случаю начала учебного года. Страну сотрясают конфликты, пикеты и бурные дискуссии об образовании во всех его видах. А нашему президенту больше не о чем сказать, кроме как о возможности дискуссии по дате начала учебного года. Не обязательно 1 сентября. Можно обсудить и другие варианты.
Когда со временем в Эстонии захотят отказаться от поста президента или кардинально изменить его функции, то деятельность на этом посту именно Ильвеса будет серьёзным аргументом для сторонников изменений.
Поучительная история
Пётр Столыпин вошёл в историю сложно, противоречиво и, по мнению его идейных противников, кроваво. Его действия по подавлению смуты в 1906-1907 годах называют одним из главных преступлений царизма. У него для этого были глубокие личные мотивы. В 1906 году в приёмной премьера на Аптекарском острове произошёл взрыв огромной силы. Пострадали и жилые помещения семьи. Но самое большое горе принесли Столыпину страдания его малолетней дочери Натальи, которая осталась калекой. Трагическая ирония событий в том, что революционеры отправили на тот свет почти два десятка простых людей, просителей и персонал дома, которых они собирались избавить от ужасов царского режима. Избавили. Не дай бог такого избавления.