Самое неблагодарное читать кому-нибудь мораль по поводу его поведения. Но все же. Когда в обществе нарушаются принятые нормы морали и попираются ценности, естественно ожидать, что это будет осуждено лидерами общественного мнения и политиками, которые публично заявят, что сами следуют высочайшим критериям морали. На такие мысли меня натолкнули появившиеся в последнее время маркетинговые находки и шутки над трагедией Холокоста, пишет в Postimees председатель Еврейской общины Эстонии Алла Якобсон.
Алла Якобсон: победное шествие аморальности
В День памяти жертв коммунизма и нацизма я прочитала новость о том, что исполнительный директор фирмы, продающей газовые приборы, рекламирует газовое отопление с помощью концлагеря Освенцим. Еще более шокирующе было узнать, что этот 30-летний молодой человек сам там побывал и сделал эту фотографию. Вероятно, он знал, что там в газовых камерах было замучено до 1,6 миллиона человек, из которых 90% были евреями. Такое циничное отношение к невинным жертвам в День памяти потрясало.
Удручающей показалась и реакция на этого «маркетингового гения». За исключением легкого удивления, что свой бизнес развивают таким способом, отклики были даже позитивными. В последнем номере Eesti Ekspress даже назвала его самым горячим эстонцем на данный момент, добавив на свою юмористическую страничку «соответствующие шутки», на этот раз по поводу концлагеря Бухенвальд.
Эстонцы всегда почитали мертвых и относились к памяти покойных с большим уважением. Этот обычай распространялся и на другие народы. Следует упомянуть, что во время немецкой оккупации еврейские кладбища в Таллинне остались практически нетронутыми, хотя в других местах было принято уничтожать и кладбища, и самих евреев. Шутки над умершими людьми в Эстонии считались недопустимыми.
Что же произошло сейчас? Почему к таким шуткам давно стали относиться толерантно, особенно, когда речь идет о евреях? И еще одно «почему». Почему мы реагируем на все эти шутки? Не будем забывать, что в ходе Второй мировой войны нацисты убили миллионы евреев и представителей других национальностей на фоне молчаливого равнодушия Европы и остального мира.
В то время еще было очень распространено отношение к евреям как к презираемому недонароду, жизнь которого ничего не стоит. В результате Холокоста шесть миллионов заплатили жизнью за то, чтобы в (Западной) Европе стали относиться к евреям, как к равным, и любое оскорбление памяти жертв Холокоста во многих странах стало уголовно наказуемым. У нас здесь, в Восточной Европе, ситуация совсем иная и, к сожалению, отличается не в лучшую сторону.
Вынуждена с сожалением констатировать, что в последнее время мы стали свидетелями победного шествия аморальности. Мы видим это и в политике, и в СМИ, это привносится и в повседневную жизнь. Циничные шутки на темы Холокоста, которые иллюстрирует снимок с заключенными концлагеря, не только переходит за грань хорошего вкуса, но и явно свидетельствует о том, что с моралью и ценностями в нашем обществе возникли большие проблемы.
Я хочу оставаться оптимисткой. По крайней мере, в последние пять-семь лет в эстонских школах рассказывают о Холокосте и преступления тоталитарных режимов против человечности. Надеюсь, что учителя и директора школа относятся к этому со всей серьезностью.
Если ученики будут знать о трагедиях прошлого века и сопутствовавших им огромных человеческих потерях, это поможет им лучше понять, как относиться к памяти жертв.
В заключение хочу напомнить одну цитату из интервью главного раввина Эстонии Шмуэля Кота, вышедшего в Postimees 28 августа: «Улучшить мир невозможно, начать следует с себя».