/nginx/o/2012/09/07/1304510t1hff1d.jpg)
Анна Павлова любила ручных лебедей. Им подрезали крылья, чтобы они не могли улететь; иные из них умирали в неволе, иные свыкались, а один ходил за своей хозяйкой по пятам, как комнатная собачка, и ел из ее рук.
Анна Павлова сделала из «Лебедя» Сен-Санса «Умирающего лебедя». Михаил Фокин — начинающий хореограф — расплатился с ней этим «Лебедем» за долги. Белый костюм, созданный Бакстом, украшала брошь из ярко-красной шпинели — смертельная рана.
Балерина, решающаяся танцевать «Умирающего лебедя», невольно сравнивает себя с Павловой. Долго «Лебедь» был визитной карточкой Майи Плисецкой; она танцевала его в Таллинне, в канун своего семидесятилетия, а поклонники ринулись на сцену и чуть не смели великую балерину.
Она стучала пуантами о пол, отбивалась руками-крыльями, стала видна сетка, стягивающая стареющее тело; больше, кажется, Плисецкая не становилась на пуанты.
Балет и спорт
Балет, в отличие от драматического театра, искусство огромной роскоши и блеска подлинных бриллиантов. Когда читаешь воспоминания Матильды Кшесинской, например, то рассказов о подношениях, врученных после спектаклей, в них гораздо больше, чем заметок о хореографии.
Костюмы и декорации должны поражать воображение, как и наряды дам в ложах. Как и королевская изысканность стиля самой примы.
Анна Павлова давала советы модельерам, и они следовали им беспрекословно. Ее именем называли блюда в самых дорогих ресторанах, конфеты, туалетную воду и мыло.
Сегодня эту роскошь балетной жизни пытается воплощать Анастасия Волочкова, но, при всем ее таланте, с такими провалами в безвкусицу, что делается скучно.
Балет — искусство молодости и красоты, которые невозможно симулировать ни с помощью пластической хирургии, ни с помощью диеты и упражнений. Поэтому балет не терпит второго сорта.
Технически, полагаю, сегодняшний балет невозможно сравнивать с балетом минувшего. Даже недавние звезды — Екатерина Максимова и Майя Плисецкая не ставили перед собой тех технических задач, которые решают нынешние выпускницы училищ.
Важнейшим был драматический талант (не случайно обе снимались в кино и выдерживали крупный план), психологическая глубина, цельный и глубокий характер. Никто не ставил перед собой, как в спорте, небывалых физических задач, во всяком случае, они не выходили на передний план.
Ульяна Лопаткина — из тех удивительных звезд нашего времени, которым удается совмещать в себе очарование и прелесть драматической актрисы со всеми требованиями физического совершенства.
В любой, самой сложной роли, она умеет так выстроить пронзительные, драматические детали, что они максимально подчеркивают гармоническую ясность целого. В ее прыжках всегда присутствует драматический эффект эфемерности и абсолютной легкости. Ее танец всегда чист и прозрачен — это почерк, прочерчивающий алмазом по стеклу, а не пуантами по полу.
Ее личная жизнь лишена купеческой броскости: ни скандалов, ни идиотских заявлений, сделанных с апломбом. Она даже осмелилась родить ребенка, на что редко решается не только танцующая прима, но и востребованная драматическая актриса.
В сентябре в Таллинн Ульяна Лопаткина привозит представление в трех отделениях, которое посвящено Анне Павловой. Вместе с другими звездами балета, Ульяна Лопаткина представит нам феерический мир музыки и хореографии, который в минувшем веке сделал русский балет образцом для всего мира.
«…На набережной Сены полощется ветром огромная афиша, сделанная по эскизу Валентина Серова: на сером фоне мелом и углем — Павлова, парящая в арабеске в «Сильфидах». Надпись гласит: «Русские сезоны в Париже»...
И вечер за вечером в темноте зала театра «Шатле» длинные белые перчатки дам и белые манжеты мужчин взлетают, как гигантская стая голубей: божественную Павлову встречают овацией.
«И ведь никаких фуэте, никаких виртуозных фокусов, — восхищаются французы. — Только легкость, воздушное скольжение, красота»... Несколько скульпторов с мировым именем выстроились в очередь, чтобы лепить с натуры ее божественную ножку! Дягилев мечтал: «То ли еще будет на премьере «Жизели», где Павлова станцует с Нижинским! Идеал в танцевальном искусстве: два гения танца вместе!»
Это выдержка из одного из множества биографических сочинений о Павловой; о ней принято писать пряно, томно и загадочно, о ней принято снимать мелодрамы, но вот Лопаткина решила отдать ей дань внутри профессии.
Спустя столетие
Разумеется, в задачи создателей спектакля не входила попытка сделать некую копию или слепок минувшего. Равен дар двух балерин, но не тождественны задачи. Нам будет дана возможность сравнить наши представления о Павловой с реальным миром тонкой мысли и строгой красоты Лопаткиной.
Мы увидим фрагмент из балета «Жар-птица», после постановки которого Павлова рассталась с Фокиным, «Умирающего лебедя», «Пахиту», па-де-де из «Эсмеральды».
Спектакль выстроен так, чтобы зритель чувствовал широту диапазона выдающихся балерин прошлого и настоящего, их готовность к ломке стереотипов и их уважение к классике.
И Анна Павлова и Ульяна Лопаткина не нуждаются в перечне присвоенных им наград.
И все-таки: Ульяна Лопаткина в 1997 году получила «Золотую Маску», в 1998 году — премию лондонских критиков «Evening Standard», в 1999 году была удостоена Государственной премии России. В 2010 году выступила на закрытии Олимпийских игр в Ванкувере (Канада).
В том же году по приглашению Гранд-опера (Париж) станцевала в «Лебедином озере» с Мануэлем Легри. В 2011 году приняла участие в гала-концерте, посвященном памяти Галины Улановой (Лондон).
Впрочем, 23 сентября в концертном доме Nokia можно увидеть балет «Павлова-гала» собственными глазами.
Павлову называли Музой Парнаса, Примадонной примадонн, русским Лебедем; у каждого есть право придумать особый титул для Ульяны Лопаткиной.
«Павлова-гала»
Посвящение балерине
Анне Павловой
Ульяна Лопаткина и
звезды русского балета
Таллинн, 23 сентября в 19.00 концертный дом Nokia