Вперед в прошлое

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрей Анисимов, 
писатель
Андрей Анисимов, писатель Фото: SCANPIX

Уроки истории стоит иногда припоминать и современным политикам. Общество без критического взгляда на само себя обречено по определению, считает писатель Андрей Анисимов.

Настала осень, и вместе с ней вернулись политические страсти российского общественного небосклона. Лица все те же, но риторика несколько изменилась. Это касается и так называемой оппозиции, и деятелей, верных режиму. Оппозиция, или точнее  «несогласные», как сами оппозиционеры себя часто называют, готовят очередной протестный марш, лозунги которого звучат весьма расплывчато. Поскольку прогнать из Кремля Путина никакой реальной надежды не существует, активисты протестного движения, представленные в основном господами из цехов творческой интеллигенции, призывают власть не врать народу, не стравливать их (несогласных) с основной массой правоверного населения и обрести те гуманные и благородные черты, что власть, по их мнению, утратила.

Наивность данных пожеланий порою поражает. Власть, которая не врет народу, не продержится и месяца. Причем не только в России. Пример тому  скандальное признание американских верхов о том, что расстрел польских офицеров в Катыни никогда не был для них тайной. Уже в 1941 году в Белом доме знали, что это дело рук палачей Сталина, но делали мину, что верят советской версии о злодеянии нацистов. И пояснили это вранье политической целесообразностью момента. Шла война, и Белый дом нуждался в Кремле как в союзнике.

И таких примеров в новейшей истории можно приводить сотнями. Через некоторое время выяснится и о том, о чем врут правители своим народам сегодня. Недаром в России даже существует поговорка о  лжи во благо. Оттого требовать от власти откровений и чистосердечных признаний в мотивации тех или иных поступков, мягко говоря, неразумно. Сюда же можно отнести и воззвания оппозиционеров не травить на них несознательные массы. Путин победил на выборах именно благодаря тому, что резко повернул от либерального спектра в спектр монархический. Поддержка менее культурного и куда более многочисленного электората тут же принесла ему победу. Даже большого государственного ума не надо, чтобы сообразить  - опираться на благоверные массы куда надежнее, нежели на немногочисленных умников из среды гуманитариев.

До начала осени подобное поведение властей не предвещало серьезной угрозы.  Даже столь нашумевшие акции режима, как суд над девицами из панк-группы или наезды на известных оппозиционеров через органы правосудия, хоть и выглядели несимпатично, но вполне вписывались в правила игры, созданные совместными усилиями властью и оппозицией за последние месяцы. Нет ничего удивительного и в альянсе Кремля с РПЦ. Придумать новую идеологию с Верой в Светлое будущее, кроме Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, пока ни у кого не получилось. А эта идеология доказала свою историческую несостоятельность. Осталась лишь Вера в Бога. И сделать Веру знаменем теперешней России вполне логично. Конечно, это не всем нравится, но, как известно, на всех не угодишь. Да и сами протестанты к данному вопросу относились осторожно – выдавали критические замечания в адрес отдельных представителей духовенства, но темы самой Веры не касались. По этой причине перепалка власти с несогласными стала превращаться в обычную общественную склоку, без видимых последствий для обеих сторон.

Но с осени в этом противостоянии наметились некоторые тревожные симптомы. Власть выдала сигнал к созданию широкого правого фронта уже не как средства защиты от нападок несогласных, а как идеологию державы.  Похоже, выступление оппозиции напугали ее куда больше, чем могло показаться на первый взгляд. И тут сразу стоит задуматься об исторических примерах.  И выяснится, что подобное поведение российских верхи продемонстрировали  в самом начале двадцатого века. Государь и политическая элита той поры, тоже напуганная мятежом 1905 года, сов6ершили весьма схожий маневр.

Стоит набрать в Интернете одно слово «черносотенцы», и любой здравомыслящий субъект может в этом лично убедиться. Привожу строчки из реферата на эту тему, парящего в сети в свободном доступе

В разгар революции 1905-07 годов из глубин народной толщи поднялась волна реакции, оформившаяся на остатках монархизма и веры в православную Русь. Консервативные силы организовали отряды народного ополчения, по образцу казачьих сотен. Их символом стала "черная сотня" - ополчение крестьян, освободившее Москву от поляков и восстановившее самодержавие. В эти отряды набирали не только крестьян, но и городских люмпен пролетариев, разжигая в них старые чувства антисемитизма. Помимо них в черные сотни входило множество чиновников из духовенства, тайной канцелярии и тайной полиции. Часть либералов, особенно из помещиков и московской буржуазии, основали верноподданническую партию "Союз 17 октября" во главе с А. Гучковым; крайние же элементы на основе черносотенных банд создали движение, ведущей силой которого стал "Союз русского народа". В 1906-07 гг. он получил довольно широкую поддержку, насчитывал более 300 тыс. членов и был крупнейшей реакционной партией России.

Уберем из этого текста еврейскую тему, поскольку антисемитизм современной российской власти, слава Богу, не нужен. Пока  единственной святостью для ее представителей являются деньги, а именно евреи помогают правильно с ними обращаться, никаких еврейский погромов Кремль не потерпит. Но создавать мощное правое движение без наличия противника невозможно. Если нельзя направить народный гнев по национальному признаку, врага легко слепить из той самой малочисленной и критически настроенной творческой интеллигенции, что сегодня мутит власти воду. Признаки организации такого процесса видны уже невооруженным глазом. Шоу, показанное российским каналом под названием «специальный корреспондент», стало ярким проявлением крена власти в данном направлении. Провел это шоу постоянный ведущий передачи, журналист Аркадий Мамонтов, который пригласил к себе всех персонажей, перечисленных в приведенном выше реферате – от казаков и духовенства до государевых чиновников. Все немалое эфирное время ведущий и его гости пытались доказать, что «кощунницы» из панк-группы сидят в тюрьме заслуженно. Ибо их акция была задумана и проплачена Западом для свержения неугодного ему (Западу) путинского режима. Особенностью данного действа стало недопущение на него ни одной персоны из лагеря несогласных. Таким образом, из дискуссии на тему патриотизма и христианства шоу превратилось в судилище всякого инакомыслия. Оппозиционеров там называли Бесами, обращаясь к нетленному роману Федора Михайловича. Стоит заметить, что нынешний министр культуры правительства Медведева в одном из интервью признался, что считает Достоевского вредным для России писателем, поскольку тот пишет о родном народе пакостные вещи. И обещал сам взяться за перо, дабы восполнить огрехи классика. Не могу сообщить, совершил ли он обещанный подвиг или нет, поскольку не имел чести ознакомиться с литературными трудами чиновника от культуры.

Бесы это, конечно, нехорошо. Но Борис Акунин или девушка Собчак на подобное определение не тянут. А общество без критического взгляда на себя самого обречено по определению.

Уроки истории стоит иногда припоминать и современным политикам. Например, судьбу Третьего Рейха. Его вождь тоже считал большинство немецких классиков вредными для умов нации и сжигал их книги. Чем этот деятель закончил свое  земное существование, знают все. Не более оптимистическим получился и конец последнего российского государя, которого не спасли от расправы ни черная сотня, ни Александр Иванович Гучков, ни его партия.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх