Сегодня исполняется 70 лет, как начался серийный выпуск знаменитых танков Т-34. В 1942 году из ворот "Уралмаша" на войну отправились более 250 машин. Некоторые из "тридцатьчетверок" тех лет до сих пор на ходу и способны показать, за что изобретение Михаила Кошкина признали лучшим танком Второй мировой,передают Вести.ru.
Знаменитый танк Т-34 отмечает юбилей
37 год. Руководство СССР ставит Харьковскому конструкторскому бюро задачу спроектировать новый танк. Сами военные ждали от инженеров очередную колесно-гусеничную машину, но начальник КБ Михаил Кошкин представил модель исключительно на гусеничном ходу, которая в итоге показала лучшие результаты на испытаниях и была принята на вооружение под названием Т-34.
Когда солдаты вермахта впервые встретились на поле боя с "тридцатьчетверками", они, мягко говоря, были в шоке. Проходимость нашей машины впечатляла – там, куда немецкие танки даже соваться не думали, Т-34 проходили без особого труда. Да и броня у наших машин была лучшей на тот момент. Немцы даже прозвали свою 37-миллиметровую противотанковую пушку "колотушкой тук-тук", потому что когда ее снаряды попадали в "тридцатьчетверку", они просто стукались об нее и отскакивали.
Зато перед нашим 76-миллиметровым орудием немецкая броня была бессильна. К тому же лучший танк Второй мировой по мнению многих специалистов, оказывается, был еще и самым незатейливым – простота конструкции позволяла экипажу ремонтировать его в полевых условиях.
После того, как из строя вышел завод в Сталинграде, производство Т-34 поручили "Уралмашу". В сентябре 42 года с его конвейера сошли первые 15 машин.
"Танки собирали не только уралмашевцы, но и будущие танкисты. То есть, они сразу познавали, что это за машина, из чего она состоит. Потом они эти машины обкатывали, пристреливали пушки, и уже скомплектованными – как говорили тогда, "сколоченными" – экипажами ехали на фронт", – рассказывает директор музея истории завода "Уралмаш" Сергей Агеев.
Таких Т-34-76 в мире осталось не больше семи. Два из них – в танковом музее в Кубинке. Реставрируют танки сотрудники музея и волонтеры. Одну машину приходится собирать из нескольких – запчасти ставят только оригинальные. К технике здесь относятся скорее как к памятникам истории. Но это не мешает иногда эти памятники выгонять из ангаров "в поля". И сегодня семидесятилетний Т-34 неповоротливым "стариком" совсем не выглядит.