Cообщи

Сайковский: «шутка» Юку-Калле Райда должна стать темой для серьезного обсуждения в парламенте

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

Предлагаю вашему вниманию мои размышления в связи с некоторыми событиями, произошедшими на уходящей неделе.

А судьи  кто?

Процесс по иску Яны Тоом против КаПо изобилует странностями и противоречиями. КаПо пытается доказать, что истец давила на русские школы, чтобы те не торопились с переходом. Кто-то  верит, что среди руководителей школ были такие, кто на двадцать первом году независимости  хотел просто перейти на эстонский язык и забыть о проблеме? Охотно верю. Кто-то верит, что центристы были предельно деликатны и там, где у руководства школы были иные мнения, они  без использования административного ресурса убеждали сомневающихся директоров? В это я верю гораздо меньше, а после событий вокруг гимназии Эхте не верю совсем. Но всё это не отменяет главную странность процесса: темой иска были некорректное упоминание Тоом в известном ежегоднике. Но обе стороны в своих интересах обсуждают совсем другие темы. Этот процесс просто настоящий подарок нашему главному борцу за русское образование перед местными выборами. Всё написанное не отменяет моего ранее высказанного мнения: с небольшим количеством русских школ, желавших продлить переход, министерство образования поступило не адекватно. Также я мало верю, что суета центристов изменит ситуация. В очередной раз  окажется, что они хотели, но им не дали. Так было всегда.

Договор о границе. С политикой всё ясно. Кругом сплошная психология

Последние пару месяцев было много разговоров на самом высоком уровне о развитии туризма в российском направлении и важности расширения эстонского экспорта в Россию. В августе Россия вышла на первое место по объему эстонского экспорта. Но появилась возможность сделать жест доброй воли, позитивно прореагировав на желание провести исследования для нового этапа Нордстрим (это не означало разрешение на само строительство). И начались какие-то неадекватные рассуждения на высшем уровне о том, что с прошлого этапа ничего не изменилось, и нет обстоятельств, делающих обоснованным иной ответ на запрос (прошлый раз был отрицательный). Полностью реализованный первый этап, не вызвавший экологических или иных проблем у наших соседей это не то обстоятельство. Возможность ещё более успешного развития экспорта, а значит налоговые поступления, дающие возможность решать социальные проблемы Эстонии тоже другое обстоятельство.

Ну а когда в ответ на желание России решить проблемы договора о границе тоже пошёл какой-то поток сознания от первых лиц на тему о том, что им это не интересно. Они не видят проблемы и не считают нужным этим заниматься, в стране не осталось ни одного логически мыслящего человека, который бы сомневался, что антироссийский вектор эстонской внешней политики диктуется извне и наши первые лица не самостоятельны в таких решениях.

В этой теме больше нет места ни журналистской деятельности, ни каким-то логическим анализам и осмысленным предположениям. Теперь это уже вопрос психологических исследований и изучения  состояния умов среди наших первых лиц.

Короткие комментарии по разным поводам

Выходка Юку- Калле Райда с репликой о том, что Яну Тоом надо пристрелить это новый этап в развитии нашей демократии и парламентаризма (это произошло в здании парламента). Если и это не станет темой для серьёзного обсуждения в парламенте и обществе, то наше общество безнадёжно больно.

Обсуждение ситуации в здравоохранении  происходит во всех смыслах в стиле «с больной головы на здоровую».

Правительство, которое своей политикой специфических приоритетов довело медицину до нынешнего состояния, обвиняет медиков работающих за гроши в развале системы здравоохранения.

Вдруг выяснилось, что мы не будем ни выполнять «гениальную»  программу  нового руководителя Estonian Air по оптимизации деятельности, ни объединяться с латышской национальной компанией. Мы вообще собираемся продавать (пока не ясно полностью или частично)  её китайцам. Когда есть так много взаимно исключающих планов, тоэто всегда значит, что нет ни одного.  Это также делает неизбежным новые вливания в компанию со стороны государства. Угадайте с одного раза:  это будет происходить за счёт сокращения расходов на оборону и числа чиновников в ходе административной реформы, или расходов на образование и здравоохранение?

Эпилог

Невозможно понять,  как в сознании нашей элиты одновременно соединяются разговоры о национальном государстве вообще и полное нежелание развивать здравоохранение и образование в этом национальном государстве, а также решать многие другие проблемы, в том числе - проблему отъезда из страны и демографии. Есть ощущение, что известная мне не благополучная Эстония – это лишь малая часть какой-то большой Эстонии. Где-то рядом находится Эстония-2, она большая и благополучная. Поэтому то, что может произойти с «моей» Эстонией элиту не очень волнует. Они всегда могут уехать в Эстонию-2.

Наверх