Ждет ли спальные районы судьба гетто?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Дом в Ласнамяэ. Снимок иллюстративный.
Дом в Ласнамяэ. Снимок иллюстративный. Фото: Tarbija24

Почти половина таллиннцев живет сегодня «в горах» – в панельных домах Мустамяэ, Ласнамяэ, Ыйсмяэ. А многие ли сегодня из ваших знакомых покупают квартиры в панельных домах? – задает вопрос dv.ee.

Скорее, наоборот – у кого есть хоть малейшая возможность, те пытаются поскорее переехать оттуда. Потому как в домах советского времени жить неудобно: планировка плохая, стены пропускают не только холод, но и шум. Кроме того, все это неудовольствие обходится очень дорого. Существует мнение, что через 30-40 лет таллиннские «горы» превратятся в гетто.

Когда архитектор Март Порт в свое время проектировал Мустамяэ, Ласнамяэ и Ыйсмяэ, то панельным домам был отведен срок жизни 25 лет. Сегодня этот срок прошел уже два раза.

Заместитель главы Союза архитекторов Тыну Лайгу сказал, что не верит в превращение «горных» районов столицы в гетто. «Куда же пойдут жить жители этих районов? «Спальни» останутся эдаким временным пристанищем – вначале покупают квартиру в Ласнамяэ, затем двигаются дальше. За какие-то деньги ведь все равно можно продать эту квартиру».

Например, Лайгу видит у Ласнамяэ неплохие перспективы превратиться в нормальное место для жизни, поскольку здесь хорошая планировка. Что касается архитектуры Ыйсмяэ и Мустамяэ, то здесь тоже нет ничего из ряда вон выходящего. «Но вот район Центрального рынка, великолепным расположением и огромным потенциалом для развития, со своими панельными домами – просто катастрофа», – говорит он.

В спальных районах дорого жить. Архитектор Игнар Фьюк не думает, что эти районы может ожидать какое-то светлое будущее, впрочем, и в полное их вымирание не верит. Он полагает, что панельные здания превратятся в т.н. социальные дома, где будут жить студенты и малоимущие. По словам Фьюка, дома в Ласнамяэ и Мустамяэ вряд ли опустеют. «Покуда в Таллинне есть работа, этого не случится. А вот в Йыхви, Кохтла-Ярве, Нарве через несколько десятков лет такое возможно», – предположил он.

Фьюк поясняет, что когда эти дома строили, требования к стандартам и качеству были иные, нежели сегодня. «Если оглянуться в Мустамяэ, то можно увидеть, что там только дома и машины, для людей места нет. Эти дома удовлетворяют потребности лишь небольшого количества людей», – говорит Фьюк. Архитектор предлагает дома утеплять, менять окна и крыши. Это первый вариант.

Второй – на месте очень старых домов построить новые. Но менять не отдельными строениями, а комплексами.

Третий вариант – у очень высоких зданий снимать верхние этажи и добавить лифты в те дома, в которых их нет.

По мнению Фьюка, лучше ремонтировать теплотрассы, нежели покупать электромобили. А Лайгу считает, что панельные дома можно реконструировать, но планировка комнат них такова, что особо не разбежишься, а ведь сегодня предпочитают открытые пространства.

Наверх