Сайковский: коллапс правой политики

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

О колониализме и неоколониализме

На этой неделе впервые прозвучало слово «колониализм». Прийт Пуллеритс, представитель самого популярного издания Postimees, назвал этим словом действия скандинавов по отношению к Эстонии. Мы привыкли к этому слову в контексте борьбы в 19-20 вв. повстанцев в Индии, Африке и других регионах третьего мира за независимость от метрополий (Англия, Франция). То, о чем пишет журналист, называется неоколониализм. Этим словом называют проблемы стран, получивших формальную независимость, но живущих среди проблем, порожденных невыгодным экономическим сотрудничеством с бывшими метрополиями. Это исходит не от какого-нибудь оппозиционера или политического маргинала, агента влияния Кремля или враждебного голоса за границей. Это пишет известный умеренный журналист. Поэтому добавить к этому нечего и незачем.

О забастовке врачей: а враги кто?

События этой недели вокруг забастовки медиков могли бы стать основной частью настольного учебника для политиков, главой о том, как ни в коем случае нельзя вести себя во время социальных протестов в стране. Сначала приближение забастовки игнорировали. Потом нехотя, сквозь зубы предлагали повышение в три процента. По ходу дела медиков пытались представить шантажистами, врагами пациентов и разрушителями системы здравоохранения. Даже пытались внести раскол в их ряды, публикуя данные о зарплатах некоторых категорий, превышающих средние по отрасли. После очередной недели переговоров родились 6,6 процента увеличения, но к тому моменту доверие к правительству приблизилось к нулевой точке. Да и не зарплата была главной темой их требований. Сама отрасль находится в состоянии, требующей интенсивной терапии. Правительство же делает вид, что почти ничего не надо менять, а на серьезные изменения денег у них нет. Как всегда. На увеличение военного бюджета, взносы в ЕСМ и прочие не совсем наши проблемы деньги находятся, а на здоровье собственных граждан их нет. Правительственной программы развития медицинской сферы нет, решения проблемы отъезда медиков тоже. Имеющиеся медики работают на износ, а значительная часть их готовиться к отъезду. Очереди к специалистам продолжают увеличиваться. А что было бы без забастовки медиков? Скорее всего, правительство бодро декларировало бы о макроэкономических показателях, получало похвалы из Брюсселя и ничего не меняло бы. Может, нам вместо громоздкого и почти бесполезного правительства сделать штаб по реагированию на протесты и небольшую бухгалтерскую фирму? Ведь правительство не в состоянии ничего предвидеть, ничего не может и не хочет изменить в стране, а только занимается соблюдением макроэкономических пропорций и объясняет по любому поводу, что нет денег. Теперь решайте сами, кто у нас разрушает систему здравоохранения, а кто заслуживает благодарности за тяжелый труд и то, что наша медицина до сих пор не развалилась окончательно.

Про «электричество» и электроэнергию

В качестве небольшой справки для журналистов и других жителей страны обращаю внимание на не очень корректную терминологию, используемую повсеместно по этой проблеме. Все говорят и пишут об «электричестве». Но, строго говоря, этим словом можно называть лишь природные явления (атмосферное электричество, электрический угорь). Для тех же понятий, которые описываются в области тарифов и описания процессов в современных сетях, существуют другие, более современные и точные понятия: электроэнергия, электропотребление, плата за присоединение к электросетям, а также им аналогичные. Но вернемся к новым тарифам на электропотребление. В очередной раз у всей страны ощущение, что основное время наше правительство проводит на другой планете, поэтому о проблемах, известных в этой стране даже школьнику, узнает с большим опозданием. Именно из этой серии удивление министра экономики тарифами Ээсти Энергия после открытия энергорынка в следующем году. Обращаю внимание, что ЭЭ является компанией с преимущественно государственным участием и управление в ней осуществляет это же министерство. При этом в выступлениях Сандора Лийве, главы энергоконцерна, можно прочесть между строк легкий шантаж. Он намекает, что цены за электроэнергию могли быть иные, если бы государство решило вопрос с квотами СО2 и тарифами за возобновляемую энергию. В любом случае, налицо явное управленческое бессилие и непредусмотрительность министерства, а также отсутствие у него собственной стратегии отрасли. Похожая проблема прослеживается и в следующем сюжете.

Estonian Air: вместо стратегии очередные истории города Глупова

Происходящее в национальной авиакомпании стало трудно оценивать в терминах экономики и здравого смысла. Без образов Салтыкова-Щедрина явно не обойтись. Только за последние полтора месяца была информация, что на выходе «гениальная» программа преодоления кризиса от высокооплачиваемого руководителя Теро Таскила. Потом латыши якобы предлагали объединиться. Совсем недавно были заявления о переговорах министра Партса с китайскими партнерами. Они (по словам министра) планируют приобрести нашу компанию для бизнеса в ЕС. Но вместо победных фанфар и подписания контрактов на этой неделе прозвучало слово «банкротство». Это произошло в виде публикации в Eesti Päevaleht о проблемах компании и заседании парламентской комиссии по экономике, где обсуждалась ситуация. Трагикомедия в том, что заседание сделали закрытым, хотя ни вопросы национальной безопасности, ни даже вопросы спасения евро, интересующие биржи, там не обсуждались. Одновременно появилось негативное мнение премьера о назначении и зарплате Таскила. Ближе к концу недели прозвучала неофициальная информация о том, что цена вопроса спасения авиакомпании — 60 миллионов евро. Это была неофициальная информация и, возможно, утечка с упомянутого заседания. Одним словом, история города Глупова. Политическая составляющая здесь такая: вместе с вяло текущим продолжением давнего скандала в дорожном департаменте и неуклюжим поведением министра экономики в части повышения тарифов на электроэнергию авиационные проблемы могут последним гвоздем в репутации Партса. Это на руку его друзьям-соперникам из стана реформистов. Им позарез надо отвлечь избирателя от проблем здравоохранения и дела Михала.

Правая политика исчерпала себя

Все описанные в обзоре проблемы страны отражают под тем или иным углом одну большую двуединую проблему: нынешний право-либеральный подход к развитию страны в качестве некоего почти офшора с тепличными условиями для бизнеса и его минимальными социальными обязательствами исчерпал себя. Эта политика не создала условий для устойчивого развития страны, и без изменения нынешних принципов формирования доходной части бюджета мы приближаемся к демографической и социальной катастрофе. Другой половиной проблемы стало психологическое нежелание нынешней политической элиты менять стилистику и содержание своего общения с обществом. Сплошные цинизм, эгоизм, безответственность и желание манипулировать. Все это умножено на управленческое бессилие и полный непрофессионализм высших чиновников. Мы наблюдаем коллапс правой политики. Она явно исчерпала себя.

Ключевые слова

Наверх