Кылварт: свободу слова можно ограничить

Михаил Кылварт
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Михаил Кылварт
Михаил Кылварт Фото: Елена Руди

Один французский парламентарий, размахивая руками в разговоре, задел нос соседа. Сосед подал на него в суд. "Я имею право размахивать руками!", - заявил экспрессивный парламентарий. Суд вынес решение: "Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается кончик носа стоящего рядом человека".

Свобода слова подразумевает свободу выражения как в устной, так и в письменной форме, свободу печати и средств массовой информации. Это право упомянуто в ряде международных документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека ООН и Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Однако нередко свобода слова вступает в противоречие с правами и свободами других лиц. Именно поэтому существуют случаи, когда ее ограничения необходимы.

Британский журналист Ханнен Суоффер еще в середине прошлого века отметил: «В Англии свобода печати означает свободу печатать те предвзятые мнения владельца газеты, против которых не возражают рекламодатели». Похожая картина, к сожалению, нередко наблюдается и в местных СМИ.

Всё чаще журналисты выдают собственные догадки за неоспоримые факты, а в погоне за читателями, зрителями, слушателями пренебрегают не только кодексом профессиональной этики, но и нормами морали. Особенно это бросается в глаза, когда «сливы» дезинформации носят заказной характер.

Недопустимо также пренебрежение религиозными, национальными и историческими чувствами. Если исключить наличие определенных тенденций в эстонских медиа, то не поддаются никаким оправданиям и пониманию публикация изможденных узников Бухенвальда в разделе юмор еженедельника Eesti Ekspress.

Создается также впечатление, что понятие «презумпция невиновности» перестало существовать. Как только человек попадает под подозрение, он оказывается на первых полосах всех изданий. При этом, если подозрения с него снимают, об этом как правило сообщается вскользь, если вообще сообщается.

Примером тому может служить громко начатое и тихо заглохшее дело против старейшины Пыхья-Таллинна Карин Таммемяги, которую полиция безопасности пыталась привлечь к уголовной ответственности за несуществующие коррупционные деяния. До предъявления обвинений дело так и не дошло, но урон репутации политика нанесен был.

Возможно, если бы Совет по прессе реагировал на нарушения журналистской этики более остро, то и у некоторых журналистов со временем сформировался бы внутренний моральный компас.

Свободу слова можно ограничить, опираясь, прежде всего, на принцип, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Комментарии
Copy
Наверх