Cообщи

Государство притормозит создание охраняемых природных территорий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Орлан-белохвост. Иллюстративное фото.
Орлан-белохвост. Иллюстративное фото. Фото: Маргус Ансу

После обретения законопроектом силы закона снизятся  темпы создания в ЭР заповедников, что вызывает озабоченность специалистов. Государство притормозит создание

В Эстонии под охраной находится уже 18 процентов суши, однако в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии достаточно, если к 2020 году под охраной будет 17 процентов.

Одобренная на прошлой неделе правительством поправка к закону об охране природы может свидетельствовать о том, что, с одной стороны, затянувшийся на десять лет процесс оформления природных охраняемых территорий хотят довести до конца, а с другой — осложнить процедуру создания новых охраняемых территорий.

Правда, поправку можно рассматривать и совсем в черном цвете, это зависит от того, кто рассматривает.

Землевладелец, ознакомившись с поправкой, наверняка обрадуется. С февраля будущего года чиновники сферы окружающей среды больше не смогут запрещать хозяйствовать на частной земле, если кто-то решит, что эта земля должна быть природоохранной территорией. Конечно, в случае, если Рийгикогу решит так же, как желает правительство.

В Эстонии сейчас тысячи гектаров земли, которые должны войти в состав уже имеющихся природных охраняемых земель или даже стать новыми заповедниками.

Собственники таких земель не имеют права не только вырубать на них лес или инициировать детальную планировку, но практически вообще ничего не могут делать по собственному усмотрению до тех пор, пока в Департаменте окружающей среды и отделе охраны природы Министерства окружающей среды решается вопрос с землей, который подчас затягивается на годы.

Законопроект, под которым стоит подпись министра окружающей среды Кейт Пентус-Розиманнус, предусматривает, что процедура рассмотрения должна занимать не более 28 месяцев. За это время должна быть размечена граница охраняемой территории и подготовлены правила ее охраны.

Это требование касается и многих уже имеющихся охраняемых территорий, однако оно не оформлено юридически. Общеизвестно, что Эмайыги Суурсоо является природной охраняемой территорией, однако правил по ее охране до сих пор нет. А раз нет правил, то люди не знают, что разрешено делать на этой территории, а что запрещено.

Поправка к закону, как планируется, должна вступить в силу в феврале будущего года, после чего у чиновников будет 28 месяцев на завершение работы.

Как сообщил Postimees источник в Департаменте окружающей среды, ведомством получена инструкция, в которой перечислены условия, при которых еще может идти речь о расширении границ охраняемых территорий.

«Речь идет о небольших поправках, значительно расширять границы охраняемых территорий не разрешается, — сказал он, уточнив, что речь идет о расширении тех территорий, о правилах охраны которых еще не сообщили землевладельцам. — Если владельцев земли уже поставили в известность, то процедуры проводятся в соответствии с тем, как было предусмотрено ранее».

Однако на фоне требований, которые должны заставить чиновников, занимающихся охраной природы, действовать более быстро, встает один вопрос — если до сих пор им не удавалось провести процесс создания охраняемых территорий за 28 месяцев, то как они будут делать это после того, как поправка к закону начнет действовать.

Член правления Фонда природы Эстонии Сильвия Лотман сомневается, что им это под силу и считает, что временное ограничение в 28 месяцев может объясняться желанием не создавать в чьих-то интересах уже запланированную природоохранную территорию: раз уж за 28 месяцев не успели, то обойдемся без охраняемой территории.

«Практика показывает, что процедуру создания новых природных охраняемых территорий тормозит отдел охраны природы Министерства окружающей среды», — утверждает Лотман.

Государство, по мнению Лотман и других источников Postimees, своими постоянными реформами на протяжении многих лет добилось того, что Департамент окружающей среды, созданный на основе многих учреждений, превратился в бюрократическое учреждение, далекое от охраны природы.

Пентус-Розиманнус не согласна с тем, что создание новых природоохранных территорий остановлено, по ее словам, все обновляемые правила просто должны будут учитывать поправку к закону.

«Теперь, устанавливая природоохранные правила, нужно тщательно продумывать, насколько они целесообразны, т.е. стоит ли ради того, чтобы сохранить какой-то объект или ландшафт, создавать именно природную охраняемую территорию.

Может, возможны и другие решения», — сказала министр. Как подчеркнула Пентус-Розиманнус, поправка к закону предполагает, что создание охраняемых территорий должно быть тщательно обосновано.

Как сказала заместитель генерального директора Департамента окружающей среды Леэло Кукк, в других странах при создании природоохранных территорий преследуются определенные цели, а именно — взять под охрану конкретную территорию, но в Эстонии эта цель уже достигнута.

«Взять под охрану территорию уже не является целью, — сказала Кукк. — Если мы берем что-то под охрану, то это должно быть обосновано».

Кукк признала, что Департаменту окружающей среды сложно соблюсти срок в 28 месяцев, в течение которого процедура создания природоохранной территории должна быть завершена: «Это серьезный вызов. Нельзя сказать, что это невозможно, но задача очень сложная».

На деле создание природных охраняемых территорий заморожено с 31 мая прошлого года, когда фирма, намеревавшаяся построить парк ветрогенераторов, одержала победу в Государственном суде.

Суд аннулировал постановление правительства, по которому природоохранной территорией была признана часть земли, принадлежащая фирме. Решение суда, в котором основной упор был сделан на процедурных тонкостях, предусматривало, что впредь государство, решая вопрос о создании природоохранной территории, должно более тщательно аргументировать свое решение.

Этой осенью после продолжительного перерыва в Ametlikud Teadaanned (Государственном вестнике) вновь стали публиковаться сообщения о взятии под охрану природных объектов.

Это говорит о том, что вопрос о создании природных охраняемых территорий требовал скорее юридического анализа, чем нового закона, который только еще будет передан в парламент.

Ключевые слова

Наверх