В центре внимания Марсель: наркобизнес и насилие

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марсель является одним из беднейших городов Франции.
Марсель является одним из беднейших городов Франции. Фото: Марилийс Метс

Второй по величине город Франции — Марсель страдает от насилия и кровопролитного сведения счетов. 20 убийств за последние девять месяцев. 


«Недавно здесь среди бела дня прямо перед зданием школы убили одного парня, — рассказывает о проблемах житель Марселя Жан, который, будучи пенсионером, из соображений безопасности не желает обнародовать свою фамилию. — Один мужчина слез с мотоцикла, подошел прямо к машине парня и выстрелил ему в голову. Вокруг находились люди, и все они были ужасно шокированы», — вспоминает мужчина.

По словам полицейских, за большей частью преступлений стоит сведение счетов между наркодельцами. Несмотря на то, что данные полиции свидетельствуют, будто бы преступность не выросла, за последнее время случаи насилия становятся все более жесткими.

Во многом это объясняется широким распространением автоматического и полуавтоматического оружия. Самым популярным оружием стал автомат Калашникова, который доставляют из бывших республик Югославии и Восточной Европы, и купить его на черном рынке можно примерно за 1000 евро.

 «Наркодельцы, которым едва исполнилось по 20 лет, зарабатывают большие суммы — до 2000 евро в день, поэтому любые законы для них не указ, — пояснила Le Figaro лидер ассоциации полицейских Bouches-du-Rhône Барбара Лаваль. — Их агрессивность по отношению к нам выросла до того же самого уровня, что существуют между ними самими.

Недавно нам пришлось мобилизовать 16 полицейских и дополнительные силы бригады по борьбе с преступностью, чтобы арестовать одного подозреваемого в неблагополучном квартале. Соотношение сил изменилось».

Город контрастов
«В северных округах Марселя наркодельцы заменили государство», — комментирует старейшина проблематичных 15 и 16 округов Самиа Гали. Он призвал правительство использовать армию для борьбы с проявлениями насилия и наркобизнесом.

«Положение настолько отчаянное, что я был вынужден сделать отчаянную провокацию», — заявил он.

Пока мы говорили с Самиа Гали в здании управы, на улице подожгли мусорный ящик. «Ах, да на такие мелочи мы уже и не обращаем внимания», — сказал он, обреченно махнув рукой.

Нынешняя волна насилия и публичный крик о помощи Гали заставили правительство отреагировать. Премьер-министр страны Жан-Марк Эро в сентябре созвал межминистерский комитет. Он объявил, что восстановление авторитета государства и прекращение разгула насилия в Марселе является национальным приоритетом.

Было решено направить в город 205 дополнительных полицейских. В дальнейшем комитет должен разработать глобальный план действий, который будет касаться не только безопасности.

В расположенном недалеко от  управы 15 округа квартале Кардинала Левека, который является одним из нескольких гетто северных округов Марселя, в субботу, когда мы были там, был праздник. Ди-джеи крутили пластинки, дети могли поупражняться в хождении по канату, кататься на роликах и раскрасить себе лицо.

Широко улыбающиеся беззубыми улыбками пожилые мужчины приглашали поиграть в петанг. Перед ними открывается превосходный вид на Марсель и Средиземное море, а за их спиной возвышается один из первых и самый крупный район домов-башен типа нашего Ласнамяэ. Марсель город контрастов.

Нет культуры труда
Мишель Кровасс, один из организаторов мероприятия, знает тут всех. Он проработал в этих кварталах, занимаясь социальной работой с молодежью, три года. Он считает, что самое главное — улучшить условия в школах.

«Сегодня в школах на 30 учеников приходится один учитель. Часто это неопытные молодые люди без опыта работы. У школ и учителей нет средств, чтобы заниматься проблемными детьми, — объяснил Мишель. — Все больше детей бросают занятия в школе уже с 12-13 лет».

Те, кто не ходит ни в школу, ни на работу, подпитывают ряды распространителей наркотиков. Высокая безработица и большое количество рабочей силы способствуют быстрому росту наркобизнеса.

По мнению директора социального центра Maison Pour Tous Элизабет Мажани, самой большой проблемой является безработица. Марсель является одним из беднейших городов Франции, а северные округи города страдают от социальных и экономических проблем в еще большей степени. Раньше эта часть города была промышленной зоной, но теперь заводов практически не осталось, а новые рабочие места тут не создавали.

По данным департамента статистики (Insee), в 2009 году в беднейших округах Марселя примерно 45% мужчин в возрасте 15-29 лет были безработными.

Но проблема еще шире. «Раньше люди имели культуру труда, даже если оба родителя были простые рабочие, они просыпались по утрам и шли на работу», — рассказала Элизабет. Теперь в квартале все больше неполных семей с безработными родителями. «Детям не с кого брать пример, если отец неизвестно где, а мама целыми днями сидит дома и живет на социальное пособие», — продолжила она.

Но пособия на прожитие не хватает, а дети хотят иметь все то, что имеют все другие. Наркобизнес дает возможность «просто» заработать: я продам немного марихуаны и смогу купить себе новые кроссовки. Если у них нет другой альтернативы, кроме работы в McDonald’s, поскольку у них нет образования, то мотивация для ухода из наркобизнеса у них крайне слабая...

Член ассоциации Cap Au Nord, ведущий борьбу за условия жизни в 15 регионах, Люсьен Брун со совей стороны отмечает, что крайне негативное воздействие оказывает исчезновение из проблемных кварталов государства и системы услуг. «Здесь уже ничего нет: ни магазинов, ни услуг, ни врачей…», — сетует Люсьен.

Все понимают проблему Марселя. Однако местные жители уже устали от того, что их город считают лишь прибежищем насилия и преступности, концентрируя все внимание только на этом. Находящийся перед городской управой среди других приглашенных на свадьбу лиц Кадер Гесми выходит из себя, когда речь заходит об этом.

«Мы республиканцы, мы соблюдаем законы, мы больше других прилагаем усилия, но на нас все равно указывают пальцем», — возмущенно констатирует он.

Являющийся по происхождению алжирцем Кадер рассказывает, как он начинал с нуля, как на сегодняшний день он является владельцем преуспевающей консультационной фирмы и как его сыновья учатся в университетах в Америке. «Большинство здешних людей честные граждане, которые просто страдают от нынешней ситуации. Важно обращать на это внимание и различать добро и зло», — подчеркивает он.

Гражданская инициатива
Поливающая раскинувшуюся между бетонными башнями засохшую лужайку Жанна признает, что в квартале установилась атмосфера страха. «Но я его преодолеваю. Мы сохраняем оптимизм, — заявляет она, чуть позже уточнив: — Мы просто не говорим об этом и избегаем определенных мест».

Забота о единственном на весь квартал зеленом оазисе является для Жанны ответственной миссией, поскольку это помогает создавать в квартале пригодную для жизни атмосферу. Подобных гражданских инициатив становится все больше.

Мишель Кровасс винит в нынешней полемике вокруг Марселя в первую очередь политиков, которые в подходящий для них момент вновь придают этой проблеме актуальность. «В Марселе всегда присутствовало насилие.

Посмот­рите хотя бы фильм «French Connection»». Он согласен с тем, что проблемой следует заниматься, но сосредоточить усилия надо на проблемах людей, а не на политиках или СМИ.

Марсель

• Второй по величине город Франции: 850 602 жителя

• С начала 2012 года там зафиксировано 14 разборок между наркоторговцами и 20 убийств

• Уровень безработицы 17,3%

• 26% населения живет ниже уровня бедности

• Большие контрасты между регионами: в северном и центральном районах города средний доход на 30% ниже, чем в среднем по Марселю

• Политика экономии: сокращение численности полицейских и работников сферы образования.    

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх