Мы позволим превратить Эстонию в болото!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Архив "ДД"

Греки бушуют. Греки протестуют. Греки выходят на улицы. Греки рисуют на плакатах канцлера Ангелу Меркель в фашистской форме. Еще немного – и хитроумные греки организуют засылку в Рейхстаг троянского коня с чревом, полным диверсантов, чтобы воспрепятствовать европейским политикам медленно уничтожать Грецию. «Мы не позволим превратить нашу страну в болото!» – говорит возмущенный грек репортерам «Евроньюс». Что из всего этого выйдет – пока неясно, но чем дальше в лес бедности (и кризиса, что бы там ни твердили о его конце сервильные экономисты; кого волнует некий экономический рост, когда люди в массе своей беднеют?), тем решительнее настроены потомки Одиссея и Пенелопы.

Ну а что потомки Калева и Линды? Судя по всему, кто-кто, а мы позволим превратить нашу страну в болото. Она, собственно, уже болото по многим параметрам. Взять профсоюзы. Только после того, как медики наконец-то решились на забастовку, выяснилось вдруг, что у нас решительно не хватает профсоюзов. Эстония соскучилась по сильному профсоюзному движению! Какое-то оно у нас, конечно, есть, но слабенькое. Иначе как объяснить, что доходы у населения существенно меньше, чем в Испании или Греции, а чаша терпения по-прежнему не переполнена? И когда она уже переполнится? Правильный ответ, видимо, «никогда». Кто из нас ощущает солидарность с врачами? Честно?

Или взять историю с кражей миллиарда крон, к которой явно причастны Сийм Каллас (ныне вице-президент Европейской комиссии) и Вахур Крафт (ныне почетный консул великого герцогства Люксембург в Эстонии). Подозреваю, что если бы в Греции выяснилось, что при содействии тамошнего центробанка кто-то украл несколько десятков миллионов евро, а прокуратура ничего не предпринимает, потому что это было, вы только вообразите, целых 15 лет назад, – на улицы, опять же, вышли бы многие. У нас – нет.

Проблема в том, что мы разуверились во власти. Или в том, что здесь, в отличие от той же Швеции, на которую мы смотрим с восхищением, отсутствуют горизонтальные связи. У нас почти нет клубов по интересам, гражданских инициатив, движений за или против чего-то. Странно, да? Общество было, есть и будет разобщено. То ли тут играют роль какие-то местные традиции. То ли сказывается раздрай между эстонцами и неэстонцами. То ли это послевкусие от советского строя и нежелание этим самым строем ходить. Но только в Стокгольме, когда местные власти одного района решили строить что-то, что жителям этого района не понравилось, все, кто был против, вывесили в окнах красные тряпки – и фасады домов покраснели. Может у нас произойти что-то подобное? Вряд ли.

Ну да что толку в пикетах руками махать. Подождем до следующих выборов. Там, правда, будет все примерно то же самое – не голосовать же русским за реформистов, а эстонцам за Сависаара, – но разве в этом кто-то виноват?

Николай Караев

Ключевые слова

Наверх