На этой неделе эстонские СМИ были озабочены ненаказуемостью политиков, итогами литовских выборов, а также русскими субтитрами.
Власть № 4. Следствие закончено, забудьте
Eesti Päevaleht обнаружил, что с эстонского ТВ исчез любой намек на русские передачи, кроме «Актуальной камеры» да субтитров к паре программ. «Опросы показали, что местным русским не нужен отдельный телеканал, – пишет газета. – Они хотят смотреть новости для эстонцев, но на русском языке. Передача, предназначенная не для эстонцев, оставляет у них послевкусие двойной пропаганды: власти и так врут, а в специальной русскоязычной передаче они будут врать вдвое больше». Значит, всего-то и надо, что снабжать программы ETV субтитрами. Правда, «для части эстонцев это политически чувствительный вопрос: кое-кто истолкует субтитры как шаг в сторону признания русского языка государственным. К счастью, для дигитального ТВ субтитры не проблема: их можно отключить...» Ох, к счастью!
Настоящая-то проблема – это «привлечение русских в ток-шоу. Здесь дело не только в том, что эстонцы относятся к участию в таких передачах говорящих по-русски людей прохладно или негативно...» Так и хочется написать: конец цитаты. Но нет. Дело в том, что мало среди нас с вами лидеров общественного мнения, которые хотели бы говорить о местных делах! «Надо что-то делать, – молит EPL, – иначе множество живущих тут людей и дальше будет считать Эстонию чужой страной». И эстонцы, которые относятся к русским в ток-шоу прохладно или негативно, тут, само собой, ни при чем.
Кому болото, кому дом родной
Не успели СМИ повозмущаться безнаказанностью одних эстонских лидеров общественного мнения, предположительно укравших 30 миллионов евро, но 15 лет назад, так что следствия не будет, как подоспела еще одна возмутительная новость: прокуратура прекратила разбирательство, признав министра юстиции Кристена Михала и депутата Калева Лилло невиновными в деле о подозрительном финансировании Реформистской партии. Дело-то давнее (аж два года прошло!), проверить показания никак нельзя, остается слово против слова... Postimees не видит причин усомниться в честности следователей, «но все-таки подозрение остается – не в правовом, а в человеческом смысле. Если поверить, что пожертвования делались именно так, как уверяют реформисты, получится, что эти люди живут в другом измерении...»
Õhtuleht пишет, что это просто «праздник с шампанским на улице неприкасаемых». Редакторы газеты считают, что прокуратуру было бы не в чем упрекнуть, если бы министра Михала на время отстранили от должности. А так подозрения остаются: «Не выглядит дело чистым, когда подчиненные расследуют деятельность своего начальника». Что до пятен на репутации Михала и Ко, они, считает Õhtuleht, несмываемы: «Сложно поверить, что еще полгода назад считавшийся наследником Ансипа Михал может теперь надеяться на пост премьера... Так же и Сийма Калласа до конца жизни будут донимать вопросами о 10 миллионах долларов и фонде VEB... От всех этих новостей кажется, что мы живем в безнадежном и затхлом болоте... На выборах поглядим, изменится что или нет».
Что нужно для продолжения рода
Большой резонанс вызвало в СМИ предложение партии IRL дать избирательное право детям. Ну, то есть их родителям. Ну, то есть – детям граждан. Ну, вы поняли. И все это, конечно, для повышения рождаемости. «Если она повысится, так и быть, пусть младенцы выбирают, – соглашается портал Delfi. – Дилемма в том, что неясно: то ли осудить эту идею как партийный пиар, то ли одобрить и на деле требовать давать больше голосов семьям с детьми... Ныне больша́я часть избирателей – пенсионеры, которых можно купить картошкой, дровами и одноразовым пособием. Если идея IRL пройдет, политики вынуждены будут обращать особое внимание на молодые семьи... Для эстонцев, которые занесены в красную книгу народов мира, все средства увеличения рождаемости хороши».
На страницах Postimees Юхан Кивиряхк пишет, что идея IRL – «умелая попытка переложить то, чего не сделали политики, на плечи избирателей». Изменением Закона о выборах социальных проблем Эстонии не решишь, говорит социолог. Ну, или дадим дополнительные голоса женщинам в надежде, что это решит проблему дискриминации по полу. И безработным, чтобы решить проблему безработицы. И удвоим голоса хуторян, чтобы привести в порядок региональную политику – а? «Это все демагогия чистой воды!»
Как тут не вспомнить комедию «Тот самый Мюнхгаузен»: «Вы же разрешаете разводиться королям?» – «В виде исключения. В особых случаях... Когда это нужно, скажем, для продолжения рода...» – «Для продолжения рода нужно совсем другое!» Например, здоровая экономика. Но куда уж нам.