Эстонское танго в Париже

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Анне (Лайне Мяги) и Фрида (Жанна Моро) на волшебных улицах Парижа: одиночеству – нет, счастью – да!
Анне (Лайне Мяги) и Фрида (Жанна Моро) на волшебных улицах Парижа: одиночеству – нет, счастью – да! Фото: Архив Ильмара Раага

12 октября на наши экраны выходит самый, пожалуй, интересный эстонский кинопроект этого года – фильм Ильмара Раага «Эстонка в Париже» с Жанной Моро в одной из главных ролей.

Фильм начинается со смерти: у живущей в эстонской провинции Анне (Лайне Мяги), женщины под пятьдесят, умирает мать (Ита Эвер). Мужа у Анне нет, дети повзрослели и разъехались, у сестры – муж-алкоголик и своя жизнь. Внезапно Анне, опытной сиделке, владеющей к тому же французским языком, предлагают работу в Париже – ухаживать за старой эстонкой Фридой.

Рюмка водки – часть образа

Фриду играет актриса, воплотившая во французском кино идеал интеллектуальной женственности, – великая Жанна Моро. В этом фильме очень хорошо видно, почему она великая: актрисе 94 года, но она излучает с экрана энергетику, которой позавидует и молодежь.

Как выясняется, Анне нанимает бывший любовник Фриды (Патрик Пино), со временем ставший ее верным другом. В жизни Фриды, по сути, больше никого и нет. Она уехала во Францию еще в 30-е годы, да так и осталась в Париже навсегда, порвав с родственниками. В молодости Фрида любила жизнь и мужчин. С местной эстонской общиной она некогда разругалась, потому что переспала с женатым эстонцем: тот в итоге ушел от жены – и даже спустя полвека никто не может простить Фриде этого ее поступка (о котором сама она, конечно, не жалеет).

Герой Патрика Пино тоже одинок, невзирая на часто меняющихся любовниц; он предпочитает с головой уходить в работу в кафе, которое некогда подарила ему Фрида. Появление Анне становится эмоциональным катализатором и для него, и для Фриды, которая устала от жизни настолько, что пыталась даже покончить с собой. Три одиночества сходятся. Все герои преображаются и понимают, что они не одиноки.

«Эстонка в Париже» – фильм по-настоящему теплый, он вполне может согреть тех, кто, как Анне, перестал понимать, куда идти. Может быть, дело в том, что идею фильма Ильмар Рааг взял из собственной жизни: 15 лет назад его мать точно так же ухаживала в Париже за пожилой эстонской эмигранткой. «Я не знаю, что там точно произошло, но мама вернулась из Парижа совершенной другой женщиной, – говорит режиссер «ДД». – Она радовалась жизни и в свои 54 года была готова к любым переменам. Через год она познакомилась с мужчиной, который стал ее мужем, а до того она 15 лет воспитывала детей одна...»

Уже когда Рааг писал сценарий, он представлял себе Фриду с обликом именно и только Жанны Моро: «Но, конечно, я и мечтать не мог о том, чтобы она сыграла эту роль». Тем не менее французский продюсер передал сценарий госпоже Моро – и та уже через два дня ответила согласием. «Жанна – очень открытая женщина, – рассказывает Рааг. – Она расспрашивала меня об эстонцах и прочла роман Софи Оксанен "Очищение", перевод которого как раз тогда был признан лучшим французским переводом года». В фильме есть сцена, в которой Фрида в кафе своего бывшего любовника просит принести ей рюмку водки; для Жанны Моро это тоже была часть образа эстонской дамы.

Из Парижа в Петербург

«Эстонка в Париже» для Ильмара Раага – личный проект и потому, что действие фильма происходит во Франции: «Я сам учился в Париже четыре года и тесно соприкасался с местными эстонцами. Что меня тогда поразило – это то, какие они все разные. Среди них, как и среди русских эмигрантов, были люди с различными судьбами, разные группировки ссорились между собой... В каком-то смысле я и сам вел тогда жизнь зарубежного эстонца. Снимать в Париже очень сложно, на каждый шаг требуется разрешение. Здесь очень много бюрократии. Я думаю, в Эстонии тот же материал мы отсняли бы за 25 дней, а в Париже съемочная группа работала 39 дней».

Рааг говорит, что бюджет фильма по французским меркам весьма скромен: всего 2,7 миллиона евро. В августе картина получила приз экуменического жюри на кинофестивале в Локарно. В прокате судьба «Эстонки в Париже» складывается хорошо: права на фильм приобрели дистрибьюторы Германии, Австрии, Японии, Швейцарии, Новой Зеландии и Австралии. «Не осмелюсь сказать, что это успех, – комментирует Рааг. – Скажем так: о провале речь не идет, но успех тут относителен, поскольку наша картина не предназначена для массового зрителя».

На 2013 год намечена премьера нового фильма Ильмара Раага, «Керту», а в 2014 году, если все пойдет по плану, на экраны выйдет российский проект режиссера «Я не вернусь», съемки которого начались 23 сентября в Санкт-Петербурге. Ильмар Рааг приступил к ним на костылях – накануне он выбирал натуру в Белоруссии и во время утренней пробежки сломал ногу. Тем не менее работа над фильмом в полном разгаре.

Сюжет «Я не вернусь» вертится вокруг молодой женщины, которая в силу обстоятельств вынуждена скрываться от полиции в распределителе для бездомных детей – благо, выглядит она совсем как подросток. В распределителе героиня знакомится с девочкой Кристиной, и они решают вместе сбежать в крошечный казахский городок. Так начинается роуд-муви, в котором дорога служит метафорой взросления. После Питера съемки переместятся в Белоруссию, а затем в Казахстан.

Наверх