Умереть со вкусом

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Механическая фигура Смерти из часов, которые в XVII веке пугали людей в Нарве. Правая рука Смерти не сохранилась; возможно, она держала косу или песочные часы, которые символизировали неизбежность ухода из жизни.
Механическая фигура Смерти из часов, которые в XVII веке пугали людей в Нарве. Правая рука Смерти не сохранилась; возможно, она держала косу или песочные часы, которые символизировали неизбежность ухода из жизни. Фото: Пеэтер Ланговитс

В таллиннской церкви Нигулисте, знаменитой выставленной там «Пляской Смерти» Бернта Нотке, открылась тематическая выставка «Ars Moriendi. Искусство умирания».

Экспозиция знакомит нас с культом смерти Средневековья и раннего Ренессанса, когда люди еще верили в Бога и считали смерть не угасанием жалких электрических разрядов, как попало кочующих по головному мозгу, но торжественным переходом в иной, более справедливый мир, где праведникам уготована награда за благочестие, а грешникам – кара за безнравственность. Такое мировоззрение может казаться сейчас наивным, но в нем, согласитесь, есть величие, а главное, оно не столь скучно, как господствующий ныне атеизм, превращающий всё и вся в бессмыслицу.

И если смерть – не унылый финал, а ворота в многообещающую неизвестность, процесс умирания и захоронения сами собой превращаются в таинства, наполненные скрытым смыслом. Отсюда – повышенное внимание наших предков к крестам, гробам и гробницам, похоронным аксессуарам и процессиям. Обо всем этом в общих чертах можно узнать на выставке, открывшейся в церкви-музее Нигулисте 2 ноября.

Люди богатые умирали в Средние века со вкусом, пышно, даже торжественно. Смерть – всегда горе, но деньги и титулы помогали пережить его более спокойно, с осознанием величия покойника (на выставке можно увидеть гравюру с изображением похоронной процессии шведского короля Карла Х Густава; длина одной только гравюры – четыре с половиной метра, что говорить о длине процессии!). Знатных особ в последний путь сопровождали золоченые рыцарские шлемы, шелковые кафтаны, парчовые саваны, картины-эпитафии кисти лучших художников, украшенные барельефами надгробия. Людям попроще доставались каменные кресты с инициалами, а то и без оных.

В рамках выставки, которая продлится до 2 июня 2013 года, можно увидеть киноколлаж из фильмов, рассказывающих о смерти и переходе в мир иной, и напольную карту «того света», а также осмотреть три ранее закрытых внутристенных прохода.

Наверх