Власть № 4. Что мешает хорошим реформистам?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Летит наш орел! Министр Партс открывает авиалинию Таллинн - Тбилиси, продержавшуюся едва ли полгода.
Летит наш орел! Министр Партс открывает авиалинию Таллинн - Тбилиси, продержавшуюся едва ли полгода. Фото: SCANPIX

На этой неделе эстонские СМИ негодовали по поводу убытков Estonian Air, поведения первых лиц государства, всеобщей безответственности, ну и о русских гимназиях не забывали.

На портале Delfi колумнист Сергей Стадников предупреждает: перевод русских гимназий на эстонский поставит под удар и без того хрупкий гражданский мир: «Не забудем 2007 год: тогда вначале тоже казалось, что все под контролем». Правящая коалиция, пишет Стадников, переживает глубокий нравственный кризис: «Протестуют прежде всего граждане-эстонцы. Неэстонцы протестуют куда меньше, потому что среди них меньше граждан – и еще потому, что их иллюзии касательно властей развеялись куда раньше».

Критикуя отношение нынешних властей к «инородцам», Стадников приводит характерный пример: в МИДе неэстонцев меньше трех процентов, в правящем кабинете – и вовсе ноль. Неужели, спрашивает он, среди 180 тысяч местных неэстонцев никто не подходит на должность министра? А учившийся в эстонской школе Кристен Михал (глава Минюста, против которого его подчиненные так и не возбудили уголовное дело) подходит? «Во времена "поющей революции" в правительстве Сависаара было несколько министров-неэстонцев. И ничего страшного не случилось. Эстонскую Республику восстановили бескровно!»

Богач, бедняк

Главные темы недели свел воедино мертвец Иван Орав, захороненный под Крестом свободы (в Eesti Päevaleht публикуются его вести с того света, записанные писателем Андрусом Кивиряхком). Орав сообщил, что к нему на могилу приходил какой-то финн, целовал землю и причитал: «Благословенна будь Эстония! Правду говорят, что реки тут – расплавленное золото, а на деревьях растут серебряные монеты! Я был беден как мышь, пришел сюда в дерюге, купленной в универмаге Anttila, а теперь у меня денег как грязи! Вернусь я к шестерым братишкам и скажу: Теро Таскила уже не тот оборвыш, каким был раньше, Теро Таскила стал в Эстонии богачом! Слушайте все: Теро Таскила, который пил из луж, теперь может позволить себе что угодно!..» Поставив свечку, финн убрел прочь, таща за собой тележку с водкой.

Вслед за ним на могилу Орава явился унылый премьер Ансип – жаловаться, что его все донимают: «Сам не знаю, в чем дело. Раньше донимали Сависаара, и это я понимал: толстяков все донимают, я и сам в школе дразнил их пончиками и кидался в них снежками. Это нормально, толстяки для этого и созданы. Но я же худенький! Мы на Тоомпеа все худенькие! Что этому народу нужно? Ты не думай, мне есть куда пойти! За границей меня очень ценят. У меня есть такой евротермометр, я его каждый день сую под мышку, этот евротермометр показывает очень высокую поддержку! А в Эстонии люди мелочные и ко всему придираются. Нет пророка в своем отечестве. Меня вот готовы сделать королем на острове Куррунуррувути... Сделаю-ка я Куррунуррувути одной из пяти богатейших стран мира, а вам всем пусть будет завидно!» С этими словами Ансип растворился во тьме...

Промочила белка яйца

Кроме шуток: Ансипа и правда донимают все, кроме записных шакалов Табаки, которые как воды в рот набрали. Õhtuleht недоумевает: если провести внеочередные выборы, что-то вообще изменится? Уйдет ли Ансип, ставший символом стагнации вроде Брежнева и Карла Вайно? Не факт, что мы избавимся от спесивых политиков, ведь в парламент вернутся знакомые лица: «Слишком долго реформисты двигались к однопартийной системе и расправлялись с конкурентами. Уже полгода они обороняются, твердят, что никому не врали, хвалятся своей компетентностью... Когда политики удерживают власть любой ценой, это признак агонии». Против линии партии выступили только Кая Каллас и Андрей Коробейник, которым места в парламенте особо и не дороги, а реформистская молодежь либо держит рот на замке, либо хвалит «папочек». Не подросла смена-то...

Журналист Прийт Хыбемяги на Delfi сравнивает Реформистскую партию с кораблем, в котором дыр столько, что команда промочила ноги: «Мужчины (у нас ведь мужское правительство) начинают паниковать, когда вода доходит до яиц. Ждать осталось недолго. Пойдет ползучее оцентристивание (от слова «центрист» – Н.К.) – одни бывшие сторонники превратятся во врагов, другие будут слепо поддерживать и обожествлять вождей. А о том, что потеря лица Реформистской партией не сказалась на избирателе, рассказывайте кому-нибудь еще...» Хыбемяги удивляется, почему реформисты не работают с молодым электоратом, сидящим в Интернете, ведь именно там делается ныне политика.

Сулев Ведлер из Eesti Ekspress тоже использует транспортную метафору: в его воображении партия Ансипа – это самолет, в который стреляют из автомата. Дырочки вроде крохотные, но их много – и в итоге летать дорогущая машина уже не способна. Postimees же уподобил правительство бродячему театру: у каждого актера тут свое амплуа, но грядет перераспределение ролей, и что станет в итоге с театром – непонятно.

Юхан Партс, вот вам меч!

Скандалы с фирмой Estonian Air, понесшей дикие убытки, и Фондом развития предпринимательства (EAS), незаконно раздававшим пособия, выплеснулись в прессу моментально. Редакторы Postimees смотрят на ситуацию с высоты птичьего полета: «Авиабизнес распыляет деньги. Подсчитано, что если сравнить расходы и доходы авиакомпаний США за сто лет, результат будет отрицательным. Финский Finnair несколько лет подряд приносил убытки, государственная авиакомпания Литвы обанкротилась, SAS годами висел камнем на шее Швеции и Дании...»

Delfi больше всего возмущает то, что десятки миллионов евро налогоплательщиков растворились, а министр Юхан Партс, курировавший оба учреждения, по-прежнему в седле – при том, что совет EAS состоит по странной случайности из его однопартийцев. И никому до сих пор не стыдно. «Но если посмотреть на вещи шире, в сегодняшней Эстонии есть мало дел и злодейств, которые не мог бы с легкостью провернуть человек с министерским портфелем».

«Кто ответит?» – вопрошает Õhtuleht с прямотой Эмиля Золя. «Привольная жизнь финского искателя приключений, пустившего на ветер Estonian Air, кончилась, теперь на повестке дня вопрос о политической и экономической ответственности. Все, кто одобрял действия Таскилы, спокойно сидят на своих местах... Может, глава совета компании Хелениус и его соратники оплатят по меньшей мере пособие, которое выплатили их проштрафившемуся любимчику? Если уж они раньше не потребовали уменьшить зарплату правления, хотя по закону имели такое право». Партсу газета предлагает чуть ли не выпустить кишки на ковер («в культурном пространстве Японии из таких ситуаций выходят, сделав себе харакири»). Держать ответ перед народом должен и Андрус Ансип: «Где он был, когда Таскиле назначали зарплату?.. Ни Хелениус, ни Партс, ни Ансип не показали нам, что такое настоящая ответственность. Но сказал же министр финансов Лиги, что нынешние политики незаменимы, потому что исключительно компетентны». Что же мешает компетентным реформистам? Неужели...

Ключевые слова

Наверх