Зачем нам враги, когда у нас есть премьер-министр?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Архив «ДД»

Дело «Яна Тоом vs КаПо», моментально превращенное противной стороной в фарс «КаПо vs РФ», заставляет вспомнить о застарелой болезни местного политического истеблишмента – эрэфофобии: боязни России в любых ее проявлениях.

Львиная доля политической истории человечества – это история масштабных фобий. Власть имущих вечно кто-то страшит: то сионские мудрецы, то «желтая угроза» в виде китайских орд, то «красная» – в виде орд коммунистических, потрясающих ядерными боеголовками. В свое оправдание политики говорят, что это все, мол, исторический фон. И хотя ложечки уже сто раз нашлись – сменились режим, поколение, строй, эпоха, вообще все, что только могло смениться, – осадок, понимаете ли, остается. Так и с нашей эрэфофобией. Я не думаю, что стоит говорить о русофобии: она здесь тоже есть, но на политику почти не влияет. Местных русских как таковых власти не боятся. Разве только в качестве приложения к великой и ужасной РФ.

Невозможно, никогда, нет

Казалось бы, какое отношение имеют нынешние русские гимназии к депортациям? Но вслушайтесь в политическую риторику, и вы обнаружите, что непосредственное: депортации – это часть советской политики русификации, система русскоязычного образования в Эстонской ССР – тоже (удивительный по абсурдности аргумент КаПо, рассчитанный то ли на идиотов, то ли на подростков, которые не могут помнить, что в СССР все эстонцы по умолчанию получали среднее и высшее образование на родном языке), нынешняя Россия политику русификации как бы продолжает, следовательно, русские гимназии есть прямая угроза безопасности Эстонии.

Подразумевается, что оные гимназии выращивают пятую колонну, которая в случае чего – нет, давайте называть вещи своими именами: в случае вторжения России на территорию Эстонии – не только не станет воевать с захватчиками, но, наоборот, будет им всячески помогать, а дальше – опять оккупация, конец независимости и эстонскому народу. Страшно? Еще бы. Фильм ужасов просто.

Страх – болезнь понятная, объяснимая, но, увы, иррациональная, и лечится она логикой, которой у КаПо и других эрэфофобов маловато. Ни у кого язык не повернется сказать, что Россия сегодня – беспроблемная страна и рай на земле, но мысль о том, что в один ужасный день войска РФ могут пересечь границу и занять, скажем, Ида-Вирумаа, а то и продвинуться победно к Таллинну, у моих знакомых россиян, сведущих в тамошних раскладах, вызывает смех. Им подобное и в голову не приходит, и они тут же начинают объяснять мне, что российская элита, неизбывно пекущаяся о счетах в иностранных банках и недвижимости в европейских странах, никогда и ни за что не вторгнется в страну ЕС, не говоря о члене НАТО. Наоборот, эта элита сделает все, чтобы подобного вторжения не произошло. Не говоря о том, что Россия и Европа повязаны газом – и как ЕС зависит от российских поставок, так и РФ зависит от европейских закупок. Это, что называется, палка о двух концах.

Внутренние средства поражения

Так что всякие острые политические заявления – это всего лишь игра мускулами. В России ими играют постоянно. Последнее яркое показательное выступление состоялось в мае этого года, когда начальник генштаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров заявил, что «в период обострения обстановки будет приниматься решение об упреждающем применении имеющихся средств поражения». Пардон – уже бывший начальник генштаба; 9 ноября Путин освободил его от должности, и никакого упреждающего удара ретивый вояка никому не нанес.

В таких условиях говорить об угрозе Эстонии со стороны РФ, мягко говоря, странно. Сдается мне, что и у нас все эти разговоры – давно уже не проявление страха, а инструмент политической борьбы. Хмуря брови и намекая на трудную и, вероятно, опасную борьбу с врагами Эстонии, правящая коалиция всего лишь пытается отвратить электорат от оппозиционеров. Проще некуда объявить тех руками и ногами Кремля – и дело в шляпе. То есть – оно было в шляпе, пока сладкое ничегонеделание реформистов сходило им с рук ввиду благоприятной экономической ситуации. В кризис положение изменилось. Оказалось вдруг, что извне страну по-прежнему никто не губит (даже пара российских шпионов, которых КаПо героическими усилиями изловила внутри себя, за долгие годы деятельности не принесла Эстонии ощутимого вреда), а изнутри – очень даже губят, и чем дальше, тем больше.

Причем губят именно те, кто больше всего говорит о внешних врагах. Между тем никакой внешний враг за последние годы не сделал во вред Эстонии столько, сколько сделала команда Ансипа – со всеми скандалами вокруг финансирования партии, с хамством, враньем, тотальным бездействием, нежеланием бороться с безработицей, наплевательским отношением к людям – эстонцам и русским, без разбора. А вы говорите – Россия. К чему нам войска РФ, когда у нас есть такое правительство?

Наверх