Власть 3,14. Профессия – блогер

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Менеджер ЖЖ Антон Носик: «Тех, кто зарабатывает на блогах, должно быть не десять человек, а тысячи две...»
Менеджер ЖЖ Антон Носик: «Тех, кто зарабатывает на блогах, должно быть не десять человек, а тысячи две...» Фото: Николай Караев

В конце октября в Москве прошел первый «НеФорум блогеров», собравший в пресс-центре РИА «Новости» две сотни звездочек блогосферы из России и зарубежья.

Предварительно блогерам были обещаны писатель Борис Акунин и светская львица Тина Канделаки, но они приехать не смогли. Зато «НеФорум» посетил журналист Александр Любимов, ныне сотрудник телеканала РБК, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров (самый молодой чиновник этого ранга в истории России – ему 30 лет), а также медиадиректор SUP Media Антон Носик. Его блогеры расспрашивали с пристрастием, потому что эта компания, известная просто как «суп», владеет одной из самых популярных блог-платформ – LiveJournal, то есть Живой Журнал, или просто ЖЖ.

На гребне инфоволны

То, что политики и бизнесмены, сильные мира сего, живо интересуются блогерами, очень понятно. Это раньше в людях, ведущих в Интернете дневники, видели чудаков и придурков. Ныне, без обиняков признал министр Никифоров, блогеры – по крайней мере топовые – стали серьезными игроками Рунета. Премьер Дмитрий Медведев в обращении к блогерам отметил: «Нередко ваши “посты” опережают и прессу, и инфоагентства, и формируют общественное мнение...» Еще бы: аудитория некоторых блогов превышает аудиторию провинциальных СМИ – речь о десятках и сотнях тысяч преданных читателей.

Отсюда – двойственное отношение властей РФ к блогосфере. Дальновидные политики стараются наладить с ее героями контакт, прописаться в Рунете (вспомним твиттер Медведева), заручиться поддержкой видных блоговладельцев. Недальновидные боятся их как огня. «Я часто бываю на конференциях, где обсуждается цензура в Интернете, – говорит Дмитрий Чернышев (блогер mi3ch, 36 616 френдов). – Вечно находится сволочь, которая говорит, что цензура необходима. Обычно из кармана извлекается некий сетевой педофил... Надеюсь, нам удастся отбиться от власти. Хотя бы потому, что в Сети люди выпускают пар, а значит, она власти полезна».

Фотограф Илья Варламов (zyalt, 50 967 френдов) не удивится, если завтра российская власть заблокирует сетевые сервисы: «Эти люди пытаются управлять неуправляемым». Всемогущий Антон Носик (dolboeb, 38 884 френда) рассуждает как реалист: «Ногу можно отрезать по чуть-чуть, по пальцу, а с Интернетом так не поступишь. Цензура по китайскому варианту безвредна и беззуба, напрасно у нас пугают ею детей. С Интернетом надо поступать как в Северной Корее, где доступа к иностранным сайтам нет, а у всех местных провайдер – корейское КГБ. Фильтрация блогов и прочее – это слону дробина, мертвому припарка и мартышкин труд. Власть может только закрыть Твиттер, Facebook, YouTube, ЖЖ и перевести в государственную собственность остальное. Такое политическое решение не в ведении депутата Железняка, который высказывался на эту тему. Это решение может принять один человек, его фамилию вы знаете, и хотя в ней пять букв, это не я. Если решения нет, Железняк может раздеться и танцевать с шестом. Пока Путин не готов сказать, что мы учимся чучхэ у наших пхеньянских учителей, с ЖЖ все будет в порядке».

Фига в Сети

Для информационных агентств вроде РИА «Новости» блогеры – прежде всего источник ценного меха, то бишь информации. «Блоги стали полноправным источником контента, – говорится в пресс-релизе «НеФорума». – Текст в блоге может стать серьезным инфоповодом, а твит – сделать автора знаменитым на всю страну всего за один час». Отсюда – желание с блогерами сотрудничать, играя на том, что они жаждут славы и денег.

На «НеФоруме» представитель РИА «Новости» предложил присутствующим вступить в Клуб блогеров. Члены Клуба получат доступ к базам фотографий РИА (те явно будут снабжены эмблемой агентства, так что их появление в видных блогах обоюдовыгодно). Взамен РИА предлагает блогерам присылать ему информацию, которая может стать поводом к появлению новости. В этом случае роль «печенек» выполняет ник блогера, появляющийся на сайте агентства.

Между тем в работе с блогерами есть известная трудность. Часто это независимые (и гордящиеся своей независимостью) ребята, которых на крючок тщеславия и корысти не подцепишь. Изначально блоги велись по зову сердца; если выбирать между «печеньками» (вкупе с репутацией «путинюгенда») и этим зовом (вкупе с репутацией честного человека), тех, кто выберет второе, будет немало. Блогерская фига в кармане проявилась и на «НеФоруме»: поначалу на экран транслировались твиты участников, но после ряда ехидных замечаний и твита, в котором Медведева послали на три буквы, трансляцию прервали, потом возобновили, потом и вовсе прекратили. При этом «в реале» блогеры были лояльны и серьезны. Но то в реале...

Монетизируя контент

Тем не менее монетизация контента (то есть превращение блога в деньги) волновала многих, и именно этой животрепещущей теме была посвящена львиная доля мероприятий «НеФорума». Как блогер может заработать на онлайн-дневнике? Разумеется, размещая в нем рекламу – явно или неявно, ссылками, текстом или картинками, описывая какой-нибудь гаджет или публикуя, как говорят в Сети, явно проплаченный пост о чем угодно, от политики до баянов.

Специалист по интернет-маркетингу Елена Бурдюгова (burdyugova, 1839 френдов) обещала тем, кто умеет поставить себя в блогосфере (это называется «персональный брендинг»), златые горы. Когда сама Елена, поехав в США, не смогла заплатить за отель, потому что банки стали блокировать ее счета, благодаря сетевым знакомствам ее выручил руководитель крупного банка... Всего-то и надо, что часто писать в Интернете, много общаться с аудиторией, посещать «встречи и эвенты» – и можно раскрутить бизнес, найти работу мечты, устроиться блогером в штат, тестировать чью-то продукцию... «Возможно, в следующем году вы будете сидеть на моем месте», – посулила Елена. В реальность блогеров грубо вернул эксперт по блогам Антон Меркуров: «Хотите стать звездой Инета – учтите, что проблемы с работой у вас будут жуткие. Ценят работников, которые пашут, а не на мероприятия ходят. И вообще, известность ради известности не приносит ничего, кроме неудобств...»

Примеры успешных блогеров не убеждали. Выяснилось, что психиатр Максим Малявин (dpmmax, 18 520 френдов) стал популярен в Рунете благодаря случайности: его пост о космических гельминтах упомянул в своем ЖЖ известный сетевой литератор Слава Сэ. Украинский топ-блогер Игорь Бигдан (ibigdan, 26 758 френдов) уже два года ведет блог не сам, а при помощи команды профессионалов, включая контент-менеджера и копирайтеров, которые пишут за Бигдана посты (в том числе с голыми бабами; старые добрые «сиськи» по-прежнему привлекают народ лучше чего бы то ни было). Беда в том, что примеры превращения блога в коммерческое предприятие единичны, а блогеров тьма – «и пряников, кстати, всегда не хватает на всех». Сложно спорить с Варламовым, когда он говорит, что рецепт успеха – это «хороший, интересный, уникальный контент»; сложно забыть и о том, что Варламов входил в число журналистов, приближенных к Путину. Рядовому блогеру такое счастье не светит.

Развлекал участников «НеФорума» певец Вася Обломов, исполнивший в том числе композицию «УГ» с припевом «Унылое говно...» Блогеры знают, что быть УГ им никак нельзя. Ведь если автор УГ, дуля ему, а не заветная монетизация контента.

Ключевые слова

Наверх