10 марта свой 75-летний юбилей отметила Тийу Рандвийр, прима-балерина, единственная в Эстонии удостоенная звания народной артистки СССР.
Тийу Рандвийр: Меня звали и в Москву, и в Ленинград
Восьмого марта торжества по случаю юбилея прошли на сцене родного театра Тийу Рандвийр: был дан спектакль «Лебединое озеро» и состоялось чествование балерины и талантливого педагога, воспитавшего Кайе Кырб и Аге Окс, Татьяну Воронину и Ирину Хярм, Марину Кеслер и Надежду Антипенко, Марию Селецкую и Галину Лауш. Не скрывая возраста, но и не бравируя им, статная и элегантная именинница на высоких каблуках с благодарностью принимала цветы и поздравления. «У меня было ощущение, что все боятся произнести эту цифру „75“, – смеется Тийу. – Должна признаться, меня она нисколько не пугает. Я вообще никогда не боялась старости и к своему возрасту отношусь спокойно. Главное, что чувствую я себя прекрасно!»
– У вас педагогический стаж 43 года. И скоро будет повод отметить 45-летие.
– Да? Я этого и не помню. Посмотрим. Сейчас у меня на первом курсе учатся только четыре ученицы. Неизвестно, кто из них дойдет до выпускного экзамена. Но я не теряю надежды. В школе (Таллиннская балетная школа – прим. Т.У.) есть хорошие, талантливые девочки. И я очень рада, что балетная труппа театра сейчас на таком высоком уровне, артисты все время развиваются, растет их мастерство. Это внушает мне оптимизм.
Самый трудный балет в мире
– Наверно, вы с особым чувством смотрели вчера «Лебединое озеро»? Столько с этим балетом связано: им вы начали свою карьеру, им и завершили. С годами ваше отношение к образам Одетты и Одиллии как-то изменилось? Кто вам ближе: Белый или Черный лебедь?
– Не могу сказать – я с удовольствием танцевала и Белого, и Черного лебедя. Каждая балерина находит свои краски, свою трактовку этих образов. Мне очень нравится Алена Шкатула, хотя она и не моя ученица. Вчера должна была танцевать Черного лебедя Галя Лауш, но, к сожалению, она за три дня до спектакля на уроке подвернула ногу. Зато порадовали другие мои ученицы – Надя Антипенко и Ксения Селецкая, которые танцевали «двойку лебедей». Они молодцы! «Лебединое озеро» – самый трудный балет в мире. И не каждый спектакль может быть удачным – знаю по собственному опыту. А сколько я этих спектаклей станцевала за 25 лет!
– Не каждой балерине посчастливится дебютировать на сцене в партии Одетты-Одиллии в столь юном возрасте. Вам ведь в ту пору было 18 лет?
– Мне только исполнилось восемнадцать, это было в марте 1956 года. После училища я пришла в театр и сразу получила роль, о которой мечтают все балерины. Видимо, я лучше других подходила по физическим данным – тогда кроме Хельми Пуур не было достойных исполнительниц этой роли.
– После «Лебединого» к вам пришел настоящий успех, и, наверно, неслучайно вы этим балетом завершили танцевальную карьеру, пусть и не на родной сцене...
– В 1979 году меня пригласили поехать на гастроли с труппой Одесского театра в Канаду, и там я станцевала свой последний спектакль. К тому времени я уже девять лет преподавала классический танец в училище. Меня привела туда мой педагог Лия Леэтмаа, передавшая мне своих учениц. Помню, я не хотела, а она меня буквально заставила, за что я ей потом была благодарна. Поначалу совмещать работу в театре с преподаванием было трудно, не было опыта, но постепенно я обрела уверенность в себе. Очень многому научилась за восемь лет работы в школе Джона Крэнко в Штутгарте.
Мудрый совет Гердт
– Вас не раз приглашали другие театры, но вы хранили верность родной «Эстонии». Не жалеете?
– Нет, не жалею. Хотя меня звали и в Москву, и в Ленинград. Когда я была в Париже с труппой Игоря Бельского, он звал меня в Малый театр. Я была готова уехать, но в это время в «Эстонию» после ГИТИСа пришли молодые хореографы Май Мурдмаа и Энн Суве. Я подумала: «Еще год поработаю, посмотрю, что они собой представляют». И я осталась, и станцевала «Иоанну тентату», «Балет-симфонию» Май Мурдмаа, «Кармен» в постановке Энна Суве – этот балет стал одним из моих любимых. Много интересных ролей было. Знаете, когда-то Елизавета Павловна Гердт, у которой мне выпало счастье учиться в Москве, дала мудрый совет. Меня ведь приглашал в Большой театр Леонид Лавровский. Но Елизавета Павловна сказала: «Тийу, я тебе не советую. Посмотри, сколько балерин сейчас в Большом – Плисецкая, Стручкова, Тимофеева, Максимова... Тебе будут давать маленькие роли, а дома ты получишь всё. И, мне кажется, для тебя будут писать балеты». Я ее послушалась – и она оказалась права.
– Вам довелось работать с композитором Эйно Тамбергом...
– Не только работать, но и общаться. Я была вхожа в его дом, где бывал цвет эстонской творческой интеллигенции – Лео и Вельо Тормисы, Яан Кросс, Леннарт Мери, Эдгар Вальтер. Мне в жизни очень повезло. Я работала с Юрием Григоровичем, Игорем Чернышевым, видела Чуковского, Маршака, Андроникова, Нейгауза – все они бывали гостями Елизаветы Павловны Гердт. Она мне рассказывала о своих коллегах по императорской сцене – Павловой, Кшесинской, Нижинском...
– Не собираетесь книгу написать?
– Может, и соберусь. Одно издательство уже сделало мне предложение. Но я буду ее именно писать, а не диктовать. Не знаю, когда приступлю к работе, но книга у меня в планах. А сейчас я думаю о том, как в субботу поеду на конкурс в Италию с 13-летней ученицей Кайе Кырб. Очень шустрая девочка...
Справка «ДД»:
Тийу Рандвийр родилась 10 марта 1938 года в Тарту в актерской семье. В 1955 году окончила Таллиннское хореографическое училище, в 1968-м – актерское отделение Таллиннской консерватории. В 1959-60 годах стажировалась в Большом театре и Московском хореографическом училище.
В 1955-1981 годах – прима-балерина театра «Эстония». Гастролировала в Индии, Японии, Канаде, Европе. Основные партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, Мирта, Золушка, Кармен, Хозяйка Медной горы, Иоанна, Клеопатра, Медея.
С 1970-го – педагог классического танца Таллиннского хореографического училища. Работала в школе при Венской государственной опере, в школе Джона Крэнко в Штутгарте, в Торонто и Хельсинки. Лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов балета (1957, серебряная медаль). Заслуженная (1960) и народная (1967) артистка ЭССР, народная артистка СССР (1977). Замужем за Рейном Тёльпом, имеет сына и внука.