Экономика. Cоюз работодателей: «Грех не воспользоваться политической волей, когда она, наконец, появилась»

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Президент эстонского Союза работодателей Энн Вескимяги и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на подписании договора в Москве 15 апреля.
Президент эстонского Союза работодателей Энн Вескимяги и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на подписании договора в Москве 15 апреля. Фото: Мид Эстонии

В середине апреля Центральный союз работодателей Эстонии и Российский союз промышленников и предпринимателей подписали в Москве соглашение о сотрудничестве. Президент эстонского Союза работодателей Энн Вескимяги и его исполнительный директор Тармо Крийз рассказали «ДД» о следующих шагах бизнесменов двух стран: в мае – первое заседание координационного совета, а затем – рост инвестиций, оживление транзита и создание новых рабочих мест.


– По какую сторону границы родилась идея подписать договор, и как долго вы работали над его подготовкой.

Энн Вескимяги:

Можно сказать, что этот документ родился в результате сотрудничества, но его первоначальный текст, который мы потом шлифовали, пришел с российской стороны. Мы с Тармо Крийзом познакомились с Александром Шохиным (президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) – прим. Е.Г.) год назад, на 50-й годовщине Европейской организации работодателей, куда помимо представителей Европы были приглашены Россия, Япония и США. Шохин выступает в качестве советника премьер-министр и президента России, он также представляет интересы предпринимателей, его принимают на высоком уровне, к нему прислушиваются. И уже прошлой осенью у нас родилась эта мысль. А весной мы в Эстонии проводим традиционную конференцию предпринимателей. Обычно на ней идет речь о внутренних проблемах, но в кризис говорить тут было особенно не о чем, поэтому мы решили организовать конференцию, нацеленную на зарубежные рынки, и позвали выступить вице-президента Европейской комиссии Сийма Калласа, а из России Александра Шохина, который согласился, но в последний момент приехал вице-президент РСПП Дмитрий Кузьмин. К этому моменту у нас уже был текст договора, в марте стала известна и точная дата подписания.

- Уже в первой статье договора сказано, что стороны будут активно вносить свой вклад в деятельность двусторонней Межправительственной комиссии. Как известно, одной из проблем этой комиссии является слишком высокий уровень ее руководителей, из-за чего комиссию ни разу не удалось созвать аж с 2002 года. (Подробнее см. «ДД» от 19 марта 2010 года.) Будут ли организации, подписавшие договор, выступать за созыв комиссии в менее представительном составе?

- С моей точки зрения, комиссия вовсе не обязательно должна возобновлять работу в прежнем формате. Так она работала восемь лет назад. Сегодня положение настолько изменилось, что наша основная цель – создать координационный совет, куда войдут наши представители, представители РСПП и чиновники министерств с обеих сторон. Мы будем поднимать различные вопросы и звать на наши заседания тех членов правительства, от которых зависит их решение. Вероятно, в Межправительственной комиссии как таковой сегодня нет особенной необходимости, мы будем созывать ее в том случае, когда координационному совету окажется не под силу решить те или иные вопросы. Но сегодня, после встреч в Москве не только с бизнесменами, но и с представителями Министерства иностранных дел, рискну предположить, что мы обойдемся координационным советом.

- Есть ли политическая воля с обеих сторон, чтобы поддержать ваше начинание?

- Есть.

- Статья вторая договора гласит, что стороны намерены совершенствовать договорно-правовую базу экономического сотрудничества. С каких договоров начнете?

- Думаю, что мелочей накопилось много. Один пример: вопрос о защите инвестиций. Другой – договор об отмене двойного налогообложения. Это два основных момента. Но в процессе работы мы будем говорить с членами нашего союза, у кого какие проблемы, и в соответствии с этим составим повестку дня первого заседания координационного совета. У России тоже есть свои первоочередные вопросы, и мы надеемся встретиться первый раз уже во второй половине мая.

Тармо Крийз:

Сегодня для нас большая проблема, что практически все инициированные договоры заморожены, Их в свое время подготовили, но из-за политических отношений они не дошли до стадии реализации. Сегодня есть надежда, что нам удастся довести эти договоры до рабочего состояния.

- На чьей территории состоится первое заседание координационного совета?

Энн Вескимяги:

Где – это не проблема. Если Россия предложит в Москве, пусть проходит в Москве. Даже если самолеты не будут летать, а поезда станут, нас это не остановит! А вообще-то мы уже обсуждали, что, вероятно, будем чередовать – раз заседать в Москве, раз в Таллинне.

- Судя по всему, климат эстоно-российских отношений потеплел. Насколько велик сегодня интерес к Эстонии у российских предпринимателей?

Тармо Крийз: Российским предпринимателям нужен достойный доверия партнер в Эстонии, с которым можно обсуждать текущие вопросы. До сих пор дискуссия буксовала из-за политических разногласий, а также из-за отсутствия договорной базы. Если нам удастся наладить с россиянами партнерские отношения, то можно ждать роста инвестиций и товарооборота. Договор – первый шаг в этом направлении, поскольку для россиян очень важно, чтобы отношения были официальными. Мы представляем множество предприятий, озвучиваем интересы работодателей в социальном диалоге, мы – члены общеевропейской организации работодателей Businesseurope, партнёром которой является и РСПП, и в наших силах заставить политические процессы работать на пользу экономике.

Энн Вескимяги: Цель договора и цель российской бизнес-элиты – по возможности отделить экономические отношения от политических.

- Это реально?

- М-да... (усмехается). Я вижу желание как предпринимательских, так и политических кругов, чтобы это было так. Было бы глупо им не воспользоваться.

- Раньше первым словом, которое приходило на ум в связи с эстоно-российскими экономическими отношениями, было «транзит». Однако складывается впечатление, что транзит утрачивает свою актуальность. Какие отрасли эстонской экономики сегодня интересуют российских предпринимателей?

- Я совершенно не согласен с тем, что транзит уже не актуален. Развитие транзита соответствует интересам не только Эстонии, но и России. Несмотря на то, что строится порт в Усть-Луге, у эстонских портов есть преимущества, например, развитая инфраструктура, очень высокий уровень качества услуг – по этим параметрам другие порты Балтийских стран не идут с ними ни в какое сравнение. Не рискну пока делать прогнозов по поводу роста объемов транзита. Но и об этом у нас шла речь.

- Поможет ли договор решить проблему очередей на нарвской границе?

- Я поднял этот вопрос на российской сессии нашей ежегодной конференции во время доклада Кузьмина. Суть моего выступления сводилась к тому, что мы говорим не об эстонско-российской границе, а о границе ЕС и России. И Евросоюз тоже заинтересован в решении этого вопроса. То, что единственным связующим звеном является старый мост между Нарвой и Ивангородом, бросает тень на обе стороны. Вероятно, было бы разумно построить совершенно новый пограничный пункт. Ситуация, когда вчера, например, в очереди стояло около 170 машин, совершенно ненормальна. Это значит, что некоторые виды скоропортящихся товаров, которые не выдержат четырех-пяти дней простоя на границе, вообще невозможно перевозить. Для нас это актуальная тема, но не вопрос номер один, поскольку для его решения нужен более высокий уровень – Европейской комиссии и правительств.

- На будущий год нас ждут выборы в Рийгикогу. Практика показывает, что в этот период важные решения стараются не принимать. Не падет ли ваш договор, едва родившись, жертвой предвыборной горячки?

Тармо Крийз: Ну, жизнь в государстве во время выборов не останавливается. Весомые решения в парламенте и правительстве перед выборами и после них не принимают, но наша деятельность рассчитана на сотрудничество предпринимателей и чиновников.

Энн Вескимяги: Я скажу так: главное – чтобы политики нам не мешали. Если не будут мешать, договор будет работать.

Справка «ДД»

Стороны, подписавшие «Соглашение о сотрудничестве», обязуются:

- вносить свой вклад в деятельность Межправительственной комиссии;

- совершенствовать договорно-правовую базу экономического сотрудничества;

- устранять барьеры и препятствия к сотрудничеству;

- способствовать разрешению конфликтов с участием предпринимателей;

- готовить рекомендации для органов власти;

- улучшать приграничное сотрудничество;

- помогать малому и среднему бизнесу;

- оказывать информационную поддержку предпринимателям;

- проводить совместные мероприятия;

- создать российско-эстонский Координационный совет сотрудничества.

Центральный союз работодателей Эстонии объединяет более 1500 предприятий; Российский союз промышленников и предпринимателей – более 320 тысяч предприятий и организаций со всей России.

Наверх