/nginx/o/2013/11/08/2608406t1h29e7.jpg)
Депутат Рийгикогу от социал-демократической партии Евгений Осиновский на этих выборах прославился тем, что набрал в Нарве 2403 голоса.
Мало того: Осиновский на тысячу с лишним голосов опередил коллегу – привычного рекордсмена региона центриста Михаила Стальнухина.
– В Нарве социал-демократы стали единственной оппозиционной силой в горсобрании, получив 11 мандатов против 20 центристских. Почему вашей партии удалось отлично выступить по всему Ида-Вирумаа, а в Таллинне результат не оправдал ожиданий?
– В Ида-Вирумаа мы последние два года под моим руководством очень активно работали над нашей партийной организацией. В этот раз мы впервые были со своими списками во всех городах, кроме Кивиыли. И эта работа принесла свои плоды. Две волости, где мы были у власти, мы удержали и попали в городские и волостные собрания еще в Кохтла-Ярве, Йыхви, Силламяэ, Нарва-Йыэсуу и Нарве. Что касается Нарвы, то у нас там была самая сильная команда, и с самого начала мы четко заявляли, что, на наш взгляд, ситуация в Нарве требует политических изменений. И я думаю, что мы смогли достаточно внятно донести до избирателя, какой выбор ему предстоит сделать. Это и обеспечило нам вполне серьезный результат. К сожалению, все говорят о победе, но на самом деле нам до нашей главной цели не хватило еще нескольких мест, так что пока мы будем продолжать работать в оппозиции.
В Таллинне ситуация была кардинально другой. Во-первых, в Таллинне соперничали все крупные партии, в отличие от Ида-Вирумаа, где партия премьер-министра не выставила ни одного списка в городах, а IRL в основном выставил списки, состоящие из двух-трех человек. В Ида-Вирумаа нам было гораздо проще: в Таллинне все четыре партии боролись за власть изо всех сил, количество рекламы и пропаганды превышало все границы разумного. И против нас, к сожалению, сыграла та ситуация, когда в конце концов остальные партии забаррикадировались, прикрывшись своим этническим электоратом. А мы как партия, которая старалась найти мост между двумя национальными группами, не смогли донести свой посыл до избирателя.
Партия прозрачной власти
– Сколько себя помню, в Ида-Вирумаа оппозиция всегда требует перемен и обещает сделать власть более прозрачной. Но до сих пор это как-то не особенно срабатывало.
– Еще четыре года стагнации сыграли нам на руку. А если брать конкретно Нарву, то и господин Стальнухин заявил, что тот бардак, который местная власть устроила с дорогами, тоже пошел нам на пользу. Но все-таки я думаю, что и социал-демократы до сих пор недостаточно серьезно занимались этим уездом. Заявления были громкими, но и калибр политиков, которые работали с уездом, и списки, и финансовые вложения им не соответствовали. И мы до сих пор наблюдаем такую ситуацию, например, у IRL. Мы же два года назад поставили перед собой конкретную цель попасть во все городские собрания и добиться большинства в Нарве. Для нашей партии этот регион теперь действительно важен.
– Цели на парламентские выборы в Ида-Вирумаа уже намечены?
– Если на прошлых выборах мы получили один целый мандат, а Яак Аллик прошел по компенсационному списку, то на следующих выборах мы однозначно хотим получить два целых мандата.
– Чем вы объясняете то, что одни депутаты парламента, например, Михаил Стальнухин или Валерий Корб, получили в своих городах смешное для них количество голосов, а вы или вот Яна Тоом выступили очень успешно?
– Если смотреть в общем по центристскому списку в Нарве, то для меня результат выборов был вотумом недоверия городской власти, когда мэр и вице-мэры получили на всех несколько сотен голосов. Честный и правильный результат показал председатель горсобрания Александр Ефимов (1290 голосов), который действительно популярен. Я надеюсь, что более низкий результат Стальнухина показывает, что его личная риторика о том, что в Эстонии все плохо, а в Нарве все хорошо, и если вы не будете голосовать за меня, то в Нарве будет все так же плохо, как во всей стране, пользуется все меньшим спросом. Может быть, избиратель именно так среагировал на риторику, выставляющую его безголовым бараном.
На шатком мосту
– Уходящий после выборов с поста столичных соцдемов Андрес Анвельт высказался в том духе, что русские были оторваны от дискуссии о мировоззрениях. А может, социал-демократам мешает как раз то, что еще с тех пор, как довольно-таки правая Партия умеренных вдруг стала Социал-демократической, вы так и не смогли определиться по многим вопросам, и зачастую противоречите сами себе?
– За те три года, что я являюсь членом партии, наша идеология всегда была четкой и напрямую исторически связанной с идеалами социал-демократического движения. Вопрос в том, как мы ее реализуем через конкретные решения по конкретным политическим вопросам. И насколько успешно мы ее доносим до русского избирателя. Меня тут в последние недели эстонская пресса все время спрашивает, как достучаться до русских. Я думаю, что наша точка зрения по всем так называемым русским вопросам всегда была сбалансированной, прагматичной и направленной на сближение русских и эстонцев. Тот же вопрос русской школы мы в партии обсуждали долго, может быть, слишком долго, но на сегодняшний день мы определились.
Мы не поддерживаем проводимую правительством реформу русскоязычных гимназий. В то же время реформа русскоязычного образования однозначно требуется, поскольку многие молодые люди по окончании школы до сих пор не владеют эстонским языком. Поэтому нам нужно понять, как повысить уровень обучения эстонскому в детском саду и в основной школе. Конечно, во время предвыборной кампании такая сбалансированная позиция часто остается неуслышанной, поскольку позиция «наших бьют» или «руки прочь от русской школы» психологически действует гораздо сильнее. В остальное же время, как показывали наши рейтинги, мы вполне успешно доносили свои мысли как до эстонского, так и до русского избирателя.
– Насколько сильно подорвала ваш рейтинг в Таллинне эта невнятная история о том, что вы то ли идете, то ли не идете в коалицию с IRL и реформистами?
– Наши конкуренты из Партии реформ и Центристской партии весь год пытались заставить нас выбрать – с центристами мы или с реформистами. Центристы говорили, что мы пудели реформистов, реформисты говорили эстонцам, что после выборов будет, как в 2009 году, когда социал-демократы стали прихвостнями Сависаара. Я думаю, наша позиция была совершенно правильной: мы являемся независимой политической силой, и до выборов мы не будем говорить ни о какой коалиции, а дадим избирателю сказать свое слово. Но в ситуации с объявлением о коалиции трех партий в эфире ТV3 мы повели себя не совсем правильно в плане политической коммуникации, поскольку позволили нашим конкурентам из Центристской партии начать массивную и грязную кампанию против нас в стиле «выбирай Анвельта, получишь Ансипа». Наши последующие объяснения слушать никто не захотел. Так что да, это однозначно повлияло на наш результат, но насколько – мы никогда не узнаем.
* * *
Кто возглавит социал-демократическую фракцию в городском собрании Нарвы – пока неясно. Человека, который был бы членом партии, владел эстонским и справился бы с ролью лидера, найти не так просто.