На мой вопрос, как участвуют в его жизни социальные службы, Шпаковский рассказал, что в связи с инвалидностью он получил карточку для бесплатной парковки автомобиля, чуть больше шестидесяти евро в год на дрова и цветочек к семидесятипятилетию. Всё. Правда, цветок долго стоял, значит, от души подарили.
Василий жалуется только на свои непослушные руки. Телефоны не держатся в негнущихся пальцах, падают и разбиваются. Что будет делать Шпаковский, если ему станет совсем плохо, а телефон окажется неисправен? Должны ли социальные работники по собственной инициативе интересоваться, жив ли вообще пенсионер, зарегистрированный на их территории?
«Я человек неназойливый, сам помощи не прошу, и пока могу, должен достойно сражаться с этой жизнью», – твердит Василий. Обещаю, что свяжусь с социальными работниками. На это пенсионер повторяет, что он не жалуется, помощи ему не надо, что он справится. Ну что ж, зададим чиновникам общий вопрос: что входит в обязанности социальных работников по отношению к немощным и старым жителям их самоуправления?
Как узнать, что тебе положено
Старейшина Кейлаского уезда Пеэтер Шнейдер ответил редакции, что социальные работники уездной управы осуществляют патронажный уход за престарелыми жителями уезда. «Уход на дому для пожилых людей, нуждающихся в посторонней помощи, предоставляется не имеющим официальных опекунов или кормильцев и тем, чьи материальные возможности или состояние здоровья не позволяют справляться самостоятельно. Им покупают продукты и хозяйственные товары, помогают получить социальное пособие, «обеспечивают передачу информации», получение пособия на дрова. Социальные работники организовывают парикмахерские и санитарные услуги, платят коммунальные платежи, вызывают врача. Мытье в бане или под душем, питание, стирка белья тоже могут проводиться по отдельной договоренности. О нуждающемся в помощи пенсионере могут сообщить соседи, медицинские работники, родственники или знакомые», – завершает свое письмо чиновник. Жаль, правда, что оно слишком казенное: для нас просто скопировали должностную инструкцию, не добавив туда ни капли человечности и никаких конкретных фактов.