Проблемы восточного соседа Эстонии достигнут своего пика весной и в начале лета нынешнего года, полагает российский бизнесмен и политик Сергей Петров.
Депутат Госдумы: присоединение Крыма – недальновидный шаг
Россия пока не осознает, какие последствия повлечет за собой присоединение Крыма, считает один из богатейших депутатов Государственной Думы России Сергей Петров, состояние которого российское издание Forbes оценило прошлой весной в один миллиард долларов.
Петров, основатель и мажоритарный собственник одного из крупнейших автодилерских предприятий России Rolf, – пример того, что внушительное состояние позволяет в современной России оставаться вполне независимым политиком даже на уровне парламента государства.
Не поддержал присоединение Крыма
Петров – один из четырех членов российской Госдумы, которые не поддержали присоединение к России Крымского полуострова. Он – единственный из депутатов Госдумы РФ подписался под воззванием Ричарда Брэнсона (британский бизнесмен – прим. ред.) о прекращении военных действий в Восточной Украине. Петров публично заявил, что не видит в России стимула для того, чтобы заработать свой второй миллиард, если даже и его первый миллиард можно запросто отобрать.
Логично предположить, что выступивший против Кремля по поводу Крыма Петров должен был бы после этого распрощаться с политической карьерой. Как сообщил Петров Postimees, такой риск довольно велик. «В России нет культуры, чтобы у меньшинства тоже было право на собственное мнение, – заявил он. – Если ты по общенародным вопросам думаешь не так, как другие, значит, у тебя нет патриотизма!»
Сергей Петров отметил, что для него как для крупного бизнесмена риски в отношении присоединения Крыма были и остаются несопоставимо более значительными, чем преимущества «следования навстречу пожеланиям народа». «Те, кто принимает подобные решения, мыслят в очень краткой перспективе, – считает он. – Их логика состоит в том, что нас все равно не любят, даже если бы мы не трогали Крым».
По мнению Петрова, в долгосрочной перспективе всегда выгоднее выполнять обещания, под которыми подписываешься.
«Я понимаю, что все хотели бы Крым, а может, и Канарские острова или Гавайи, но мы ведь подписывали договоры, давали гарантии, – напомнил Петров о международных обязательствах России относительно неприкосновенности границ Украины в ответ на заявленный в 1994 году отказ Украины от ядерного оружия. – Что значит, что народ этого пожелал? А если, например, завтра в Эстонии или в Казахстане кто-нибудь захочет присоединиться к России, что из этого получится?»
Петров считает опасной тенденцию, при которой Кремль в своих решениях все чаще руководствуется тем, на что указывают опросы мнения народа, выявляющие его настроения и пожелания.
«Пока у Кремля достаточно денег, ничего не изменится», – утверждает представитель крупного бизнеса в рядах депутатов Госдумы.
В регионах мало опыта организации протестов
Петров прогнозирует, что в результате санкций со стороны Запада и падения цен на нефть пик трудностей для России настанет весной и в начале лета этого года.
«Весной грядет большое повышение цен, и это, помимо всего прочего, выльется в недовольство народа, – уверенно заявил Петров, хотя в массовые протесты он не верит. – В большинстве регионов России слишком мал опыт организации протестов».
Самым опасным для предпринимательства Петров считает непосильные процентные ставки по кредитам, а также прекращение инвестиций в российскую экономику. Он прогнозирует, что объявленная Кремлем политика замены импорта до добра не доведет.
«Мы обманываем себя, когда заявляем, что будем сами производить то или другое. Да, мы собираем это здесь, в России, но это еще не делает товар отечественным. Как если мы производим колбасу из завозимого из Австралии мяса, – констатирует он. – Внешне все может быть красиво, но те, кто хоть немного знаком с реальным производством, понимают, что разговоры о замене импорта – это треп, и неизбежно масштабное повышение цен даже на те товары, которые как бы являются «отечественными»».
По поводу другой излюбленной темы президента России Владимира Путина – заставить предпринимателей вернуть из налогового рая обратно в Россию деньги и собственность – Петров констатирует, что крупный бизнес относится к этому однозначно негативно, хотя публично никто этого и не признает.
По словам Петрова, это путинское начинание никогда не будет поддержано, поскольку большинство российских бизнесменов зарегистрировало свои фирмы в оффшоре не затем, чтобы уходить от налогов, а для того, чтобы обеспечить «гибкость юрисдикции» и защитить свое имущество.
«Пока в России нет независимого суда, невозможно заставить частный капитал перерегистрировать здесь свой бизнес: тем самым они бы поставили под угрозу свою собственность», – убежден Петров.
По поводу отъезда российских бизнесменов за границу Петров заявил, что реально пойти на это готовы лишь единицы, поскольку на Западе работать придется больше, а прибыль будет меньше.
«Российские бизнесмены не привыкли загадывать в своем бизнесе на 15-20 лет вперед», – констатирует он.