Cообщи

Рост налогов сильнее всего ударит по сельскому туризму

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
иллюстрация: Pm

Удорожание услуг гостиничного размещения сократит количество туристов на 180 тысяч человек и ухудшит положение эстонских отелей, например, по сравнению с литовскими.

Выступая перед членами торговой палаты, премьер-министр Таави Рыйвас  заявил, что увеличение более чем вдвое налога с оборота на услуги гостиничного размещения неизбежно. Наряду с повышением акциза на топливо это станет серьезным ударом по сельскому туризму.

«Если государство усложнит условия для предпринимательства, теневая экономика начнет разрастаться. Мы не сможем противостоять низким зарплатам, и хорошая идея направить в госбюджет дополнительные средства завершится, с высокой степенью вероятности, провалом», – заявил заместитель председателя Эстонского союза отелей и ресторанов Феликс Мягус, комментируя слова главы кабинета.

Хозяйка и директор расположенной на Сааремаа мызы Пильгусе Сигне Сарах Арро отметила, что располагающиеся рядом с центрами притяжения предприятия в меньшей степени испытают на себе последствия повышения налогов. «Но на островах Сааремаа и Хийумаа имеется немало туристических хуторов. Вы можете себе представить, какие цены там теперь будут?» – спрашивает она.  

На сельском туризме скажется не только увеличение вдвое налога с оборота, но и  рост акциза на топливо. По словам Арро, такие изменения будут особенно ощутимы для небольших гостиничных предприятий, имеющих до десяти мест размещения.

Институт конъюнктуры уже установил, что при отмене различий в ставке налога с оборота цены на места гостиничного размещения вырастут в среднем на семь процентов. Количество клиентов сократится на шесть процентов, то есть на 180 000 человек. Это чуть больше, чем общая численность населения в Тарту, Нарве и Выру.

«Заполняемость и прибыльность расположенных в  небольших сельских уголках предприятий гостиничного размещения в течение  ряда лет оставались довольно низкими, и в случае повышения налогов грядет рост теневой экономики или же предприятия прекратят свою деятельность, количество рабочих мест непременно уменьшится», – предупреждает министр предпринимательства Урве Пало, по словам которой, туризм и без того переживает спад. Количество туристов за год сократилось на 11 процентов по сравнению с прошлогодним показателем.

Данную тенденцию подтверждает также опыт Тоомаса Пярле – члена  Союза сельских туристических предприятий, хозяина дома отдыха «Аннемяэ» и руководителя проекта Veetee, который организует туристические походы на каноэ. По его словам, в последние годы выросло число небольших предприятий, которые предлагают свои услуги нелегальным образом.

«Это результат повышения налогов», – полагает он. Нелегальными услугами пользуется преимущественно восприимчивый к уровню цен частный клиент. Такого рода туристические предприятия, по словам Пярле, не отличаются особой живучестью, в среднем они исчезают за два-три года, но при этом они все-таки успевают подпортить рынок.

Пало напомнила, что мы ведем борьбу за туристов не только с другими странами Балтии, но со всей Европой, а все страны внимательно отслеживают колебания уровня цен.

Литва в течение нескольких лет меняла ставку налога с оборота для предприятий гостиничного размещения – в 2010 году она составляла 21 процент, на следующий год уже девять. В 2012 году ставка вновь достигла отметки в 21 процент, а в начале этого года ее вновь понизили до девяти процентов. Статистика засвидетельствовала, что при повышении налога с оборота количество постояльцев гостиниц снижалось, однако после снижения ставки налога с оборота предприятия уже не отказывались от прежней цены.                     

В конце минувшего года Институт конъюнктуры провел по заказу Эстонского союза отелей и ресторанов мониторинг, в рамках которого выяснил, что стали бы делать предприятия, если бы налог с оборота повысился с девяти процентов до 20. В опросе принимало участие 116 предприятий, из них 52 процента отметили, что они повысили бы цены в пределах повышения ставки налога с оборота, 30 процентов повысили бы цены в несколько меньшем объеме, а 18 процентов не стали бы поднимать их вообще. При этом в рамках мониторинга выяснилось, что в гостиницах Вильяндимаа и Рапламаа цены не повышались с 2004 года.

Пярле занимается также организацией походов, и повышение акциза на топливо ударит по нему достаточно ощутимо, поскольку он преодолевает за рулем большого автомобиля с прицепом около 200 километров в день.

И хотя все услуги рассчитаны на более состоятельных, чем средний, клиентов, даже они становятся в нынешней ситуации  восприимчивыми к росту  цен.  «Лизинги и налоги надо платить, в отдых уже никто особо не инвестирует», – замечает Пярле.

Мягус предсказывает, что целый ряд предприятий будут вынуждены в результате повышения налога свернуть свою деятельность, что, в свою очередь, будет чревато социальными осложнениями.

Пярле считает, что банкротство кое-каких  мелких сельских туристических предприятий представляется весьма вероятным, поскольку даже нынешний небольшой оборот  исчезнет. Все это будет отражаться не только на туризме, в итоге остановится жизнь в некоторых уголках страны, и это будет стратегически сказываться уже на всей Эстонии. «Сельский туризм создавался именно на окраинах», – говорит Пярле.

Предприниматель признает, что, если государство бедное, налоги необходимо повышать, но в данном случае, помимо нескольких поступающих в госбюджет миллионов, будет потеряно нечто куда более существенное.  «Мне жаль, что люди, призванные быть ответственными, раздавая подобные обещания во время выборов, не предвидят последствий реализации своих обещаний», – сокрушается Пярле.

По мнению Пало, вместо отмены различий в ставке налога с оборота можно было бы построить современный центр для конференций и выставок. «Если бы мы однажды его построили, это привлекло бы за год 20 000 дополнительных туристов, создало бы 400 новых рабочих мест и обеспечило бы 20 миллионов евро дополнительного дохода, то есть ту же самую сумму,  выручить которую сейчас предполагается за счет отмены различий в ставке налога с оборота», – предлагает министр.
Согласно наиболее утопистскому  временному графику, подобный центр был бы готов к 2018 году, когда Эстония начнет председательствовать в ЕС. Руководитель торговой палаты Тоомас Луман заявил, что различия в ставке налога с оборота следовало бы отменять более мягко, поскольку повышение вдвое ставки налога скажется как на логике налогообложения, так и на поведении субъектов. «Разумно было бы попытаться сделать это как-то ступенчато, посмотрев, как это подействует на сектор. И только затем делать следующий шаг».

Ключевые слова

Наверх