Силламяэ правит бал

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Вера Копти

Поездка в Силламяэ состоялась за несколько дней до пожара, случившегося на заводе Silmet. После подобных катастроф меняется не только экология, меняется сам дух города. Я видела еще «допожарный» Силламяэ – со спокойными и доброжелательными к приезжим жителями, с нарядными гимназистами на благотворительном балу.

В советское время Cилламяэ был закрытым городом с секретным производством. Любителю осматривать достопримечательности он понравится: в центре можно увидеть целые кварталы, застроенные домами в стиле сталинского ампира, широкую лестницу, уступами спускающуюся к морю, отлично отреставрированный Центр культуры, ухоженный парк. На городском сайте Силламяэ назван таинственным. Эстонский журналист и писатель Андрей Хвостов в своей автобиографической книге «Страсти по Силламяэ» изобразил город как крайне депрессивное место.

Какой же ты, Силламяэ?

За несколько часов, проведенных в городе, можно составить о нем только самое поверхностное впечатление. Поэтому, дорогие силламяэсцы, не ругайтесь, если я чего-то не заметила или, наоборот, заметила не то. Первое, что бросилось в глаза, – необыкновенная чистота улиц и газонов и обилие невиданных в столице птиц. Впору было фотографировать только их с целью последующей консультации с орнитологом на предмет опознания.

Второе удивление – красивые люди. Красивыми, как студентки театрального вуза, были девушки, ехавшие со мной в одном автобусе из Нарвы. Ослепительно красив был парень, который встречал этих девушек, когда они вышли из автобуса. Судя по услышанным по дороге девичьим откровениям, одна из красавиц с ним поссорилась и всю дорогу мечтала о примирении. Хорошо бы.

Красивы были две женщины, остановившиеся на улице поговорить о чем-то своем, личном. Симпатичный мужчина в костюме выгуливал на газоне... хорька. Очень хорошее, с правильными чертами лицо было у мужчины предпенсионного возраста, который сидел в сквере около памятника Великому Октябрю, поставленного в 1987 году, но больше напоминающего памятник мирному атому, и читал книжку из библиотечки «Подвиг». Старшее поколение, ау: помните такие сборники детективов и фантастики?

КПП уже не было

Я спросила этого замечательного любителя фантастики, давно ли он живет в Силламяэ. Оказалось, что мужчина приехал сюда по распределению после окончания института в 1976 году и до сих пор работает на заводе, который сейчас называется Silmet.

«Когда я приехал сюда работать, КПП у въезда в город и шлагбаума уже не было, но документы могли проверить в любой момент: узнать, кто ты и откуда. Вскоре начали строительство нового микрорайона. А чистота в Силламяэ была всегда, это точно!» – мой собеседник явно гордится бывшим секретным городом.

Еще в 1928 году Эстонский масляный консорциум построил в устье реки Сытке при вспомоществовании шведского капитала завод по переработке сланца, электростанцию и небольшой порт. Во Вторую мировую войну завод подвергся разрушению, а в 1946 году на его месте было начато строительство крупного металлургического завода по переработке сланцевых руд для получения из них оксида урана.

Как можно прочесть на сайте силламяэского городского музея, куда я, к моему большому сожалению, не попала, так как по воскресеньям он закрыт, «в первые послевоенные годы Советский Союз работал над созданием ядерного оружия, а в районе Силламяэ пролегал слой диктианемового сланца», который как нельзя лучше подходил для военных целей. В 1947 году поселок, выросший вокруг завода и заселенный в основном приезжими специалистами, был закрытым и, как говорят, носил кодовое наименование «Нарва 1». Статус города Силламяэ получил в 1957 году, а страшную секретность с него сняли в 1991-м. После обретения Эстонией независимости завод переключился на обработку редкоземельных металлов. Именно к проходной этого завода ведет главная улица Силламяэ – Кеск, центральная.

Жемчужина у моря

Краевед Георг Сяреканно в 2013 году сказал мне, что его давно манит идея проводить в Силламяэ фестивали юмора, потому что силламяэская лестница вызывает у него ассоциации с Потемкинской в Одессе. Идея осталась идеей, а пока я спускаюсь по этой лестнице вниз, к безлюдному бульвару, ведущему к морю.

Справа, у входа в магазин под названием Desjatka, что-то оживленно обсуждает группа мужчин. Судя по доносящимся обрывкам разговора, тема вполне себе мужская: как с наименьшими материальными потерями и с максимальным успехом поправить здоровье. Слева – огромное, с виду пустое здание, в котором до 2013 года давал высшее образование жителям Ида-Вирумаа Институт экономики и управления Ecomen. Вывеска на здании, впрочем, осталась.

В Силламяэ сохранены советские названия улиц: Majakovski, L.Tolstoi, Tškalovi, Gorki, Ak.Pavlovi, Gagarini, M.Rumjantsevi. Михаил Румянцев – воин-афганец, кавалер ордена Красной Звезды, погибший в 1983 году и похороненный на здешнем кладбище. На фасаде одного из домов по этой улице мемориальная доска. Читаю: «Здесь с 1947 по 1961 год жил Гуков Федор Яковлевич – основатель города и директор сланцехимического завода».

У города есть девиз: Силламяэ – город свежих морских ветров. Да, сейчас город открыт всему миру и готов к сотрудничеству. Строительство силламяэского порта и его работа, а также наличие свободной экономической зоны позволило городу развиваться. Жаль только, что сейчас этот процесс тормозят непростые отношения с Россией и активное строительство нашей восточной соседкой новых портов на берегах Балтики. Как сказал на Международном бизнес-форуме «1520» в Сочи руководитель порта Тийт Вяхи, «порту угрожают неразумная политика, санкции и военная истерия».

Памятник архитектуры

Но вот подошло время отправиться в Центр культуры. Надо отдать должное реставраторам: выглядит зда­ние отлично – что изнутри, что снаружи. При проведении масштабных работ город столкнулся с трудностями, о которых писала и местная, и центральная пресса: состоялось несколько судебных заседаний, был проведен дополнительный конкурс, произошла замена фирмы-исполнителя.

В общей сложности реставрировали и модернизировали этот памятник архи­тектуры три года. Работы велись на деньги Евросоюза с использованием средств из местного бюджета. Сейчас в этом здании восстановлено богатое убранство в стиле 40-50-х годов прошлого века. Одна люстра чего стоит! По мнению специалистов, интерьер силламяэского ДК оказался максимально приближен к первозданному, каким он был спроектирован в 1949 году.

В Центре культуры поменяно всё: от фасада и чердака до подвала, от водоснабжения и электропроводки до машинерии сцены, от штукатурки до росписи стен и колонн. Появились современные световое и звуковое оборудование. Теперь можно легко и просто превратить зрительный зал в танцевальный: стулья, сделанные по чертежам главного архитектора города Владимира Шурмина знаменитой испанской компанией – производителем стульев для залов – Ascender S.L, с помощью специальной системы могут двигаться.

Средь шумного бала

Но вот здание начинает заполняться нарядными людьми – скоро начнется бал. Приехать на бал меня пригласила руководитель по интересам Силламяэской русской гимназии Лада Фомичева. Вообще баль­ным традициям в Силламяэ уже более 25 лет. Первой начала проводить литературные балы школа Ваналинна. И это были не дискотеки, а настоящие балы, с дресс-кодом, с бальными платьями и бальными танцами, что само по себе очень интересно. Редко где удается увидеть, как привычные к джинсам гимназисты и гимназистки носят костюмы и длинные пышные платья, как соблюдают этикет.

Силламяэская гимназия существует с 2012 года. Это первая в Эстонии гимназия, созданная в ходе государственной реформы школьного и гимназического образования. То есть, как мне объяснил перед началом бала ее директор Арно Касенийт, это «чистая» гимназия, где всего три ступени: 10-й, 11-й и 12-й классы. Сам директор родом из Ида-Вирумаа, а в бытность свою директором Раквереской русской гимназии выиграл конкурс на замещение вакантной силламяэской должности. Вообще у Касенийта довольно пестрая биография, что после его назначения вызвало немало споров в местных социальных сетях, но теперь силламяэсцы, видимо, к нему привыкли, да и сам Касенийт, судя по всему, за дело взялся рьяно и в городскую жизнь вписался.

Благотворительная весенняя кампания силламяэской гимназии началась с трехдневной ярмарки, а закончилась балом. Поверьте, я видела много школьных мероприятий разного рода, поэтому могу отметить непредвзято, что все было организовано на очень высоком уровне и практически безупречно: световое и звуковое оформление зала, профессиональное ведение мероприятия опытнейшим Самуилом Голомбом и юной Анастасией Ишковой, музыкальное сопровождение замечательного симфонического оркестра Нарвской музыкальной школы под руководством Ирины Косовой, ценные и красивые призы от спонсоров, – все создавало небывалую приподнятую атмосферу.

Гимназисты таки были в костюмах и продемонстрировали умение их носить. Девушки были красивыми и грациозными, платья – настоящими бальными и недешевыми. Словом, праздник удался! А если к этому сделать существенное дополнение, что для лечения семилетней тартуской девочки Марты, страдающей тяжелой формой лейкемии, было собрано 745 евро, то благотворительный бал свою благородную задачу выполнил.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх