/nginx/o/2015/08/27/4422611t1h0b44.jpg)
Примерно в 700 метрах от силламяэской мэрии – а это уже почти на окраине небольшого города – находится бывшее общежитие. Это девятиэтажное краснокирпичное здание, в котором 120 квартир, арендуют их в основном малообеспеченные силламяэсцы. Всего в доме на улице Каяка, 15 проживают 240 человек, примерно 65% из них оплачивают жилье за счет социальных пособий.
Здание принадлежит паевому товариществу Ühiskodu. Член правления Ühiskodu Игорь Сумарок пояснил Postimees, что в настоящее время 110 квартир дома заняты, но на первом этаже остается свободной секция на четыре квартиры.
Всего десять человек
«Три месяца назад мы подали ходатайство в Министерство социальной защиты о том, что можем подготовить эти помещения для размещения четырех семей беженцев, в общей сложности – не более десяти человек. Есть возможность сделать для этой секции отдельный вход. В Силламяэ есть специалисты, которые могли бы оказать беженцам психологическую помощь и помощь в социальной адаптации. Но поскольку официального решения пока нет, обсуждать детали преждевременно», – рассказал Сумарок.
На вопрос, почему он решил выйти с таким ходатайством, Сумарок ответил, что Силламяэ за последние годы потерял тысячи жителей из-за безработицы, поэтому необходимо рассматривать любые возможности создания рабочих мест. А размещение беженцев может дать дополнительную работу психологам, социальным работникам, обслуживающему персоналу.
«Не думаю, что беженцы, попавшие в Эстонию легальным путем и прошедшие собеседование с госчиновниками, могут представлять для нас опасность. Это не маргиналы, а обычные люди, попавшие в тяжелую ситуацию: лишившиеся дома, пережившие шок и нуждающиеся в помощи», – руководитель Ühiskodu не видит оснований для опасений по поводу возможных конфликтов между местными жителями и приезжими.
Тем не менее, такие опасения есть и у жильцов дома на Каяка, 15, и у жителей соседних домов, с которыми беседовал «РМ на русском языке». У подъезда дома на Каяка, 15 вечером во вторник было оживленно: женщины с пластиковыми пакетами в руках ожидали приезда мусоровоза. «Я не хочу, чтобы беженцы здесь жили: кто их знает, как они себя будут вести. Если их поселят рядом с нами, я буду бояться за детей, особенно за дочь – ей 16 лет, такой возраст, когда человек легко попадает под влияние», – сказала одна из них. Еще две женщины поддержали соседку: «У нас у самих давно нет работы, а если еще и беженцы поселятся, безработица совсем нас задушит – зачем нам конкуренция?»
А кто они?
Многие говорили о том, что их пугает возможность соседства с чужаками. При этом в ходе беседы выяснилось, что местные плохо представляют себе, что за люди и на каких условиях приедут в Эстонию.
Две безработные дамы посочувствовали и самим беженцам: в Силламяэ беженцам будет нелегко, и в конце концов они захотят перебраться в более крупные города.
«Может быть, их и неплохо устроят, но, не имея работы, трудно адаптироваться в чужом обществе. Хотя, я думаю, русские их примут», – считает Людмила. Ее подруга Лариса уверена, что в Силламяэ беженцам будут завидовать: «Недавно по телевизору показали какого-то беженца из Африки: он пять лет живет в Таллинне, учит эстонский язык. Безработный, но довольный: он ел мороженое – большое такое мороженое в вафельной трубочке. Оно стоит больше евро. Я безработная два года – ни мороженого такого не могу себе позволить, ни курсов эстонского бесплатных для меня нет. Я не завидую: все равно жаль человека, ведь он оторван от родины. Но в Силламяэ беженцам будут завидовать наверняка».
Жительница одного из соседних домов, 49-летняя контролер-упаковщик Елена, рассказывает, что вначале услышала испугавшую ее новость от знакомых. «Потом в Интернете почитала, чтобы убедиться, что это не слухи. Все зависит от того, что это будут за люди: если нормальные – то и ладно, а если дикари какие-нибудь, что мы с ними тут будем делать? А им ведь еще и пособие надо платить из денег налогоплательщиков, то есть из наших денег! Ну и что, что им вначале Евросоюз будет помогать – они же наверняка приживутся и насовсем у нас останутся. Кому они в Европе нужны? Одно хорошо – всего четыре семьи пока хотят принять, это все-таки не так много…»
Павел, 38-летний строитель, не видит в приезде беженцев ничего страшного и уверен, что приезжие окажутся вполне приличными людьми: «Думаю, к людям нужно проявить сострадание – если они были вынуждены уехать из своей страны, то не от хорошей жизни. Простые приличные мусульмане пусть приезжают и живут – что в этом плохого? Считаю, местным жителям нужно их морально поддержать, проявить дружелюбие».
Всего беженцев в Ида-Вирумаа готовы принять три учреждения и, как сообщает министерство, все поступившие предложения будут рассмотрены. Решения по размещению беженцев будут приняты в ближайшие месяцы.
1 вопрос
Поступали ли уже предложения о приеме беженцев из других самоуправлений Эстонии помимо Ида-Вирумаа?
Александра Солнцева
советник по прессе Министерства социальной защиты
Такие предложения поступали из разных мест Эстонии, не только из Ида-Вирумаа. Предложения разные по существу, и отдельный счет мы им не ведем, потому что пока речь идет не о заключении конкретных договоров, а об обсуждении возможностей сотрудничества. В будущем для предоставления необходимых услуг людям, получившим международную защиту, будут объявлены государственные тендеры, партнеры по сотрудничеству, в свою очередь, начнут заключать необходимые договоры по предоставлению услуг.
В Ида-Вирумаа с министерством связывались разные организации, в том числе и из Силламяэ и Кохтла-Ярве, которые готовы предложить беженцам место проживания.
Важно отметить, что в будущем не планируется создание какого-то специального центра для приема беженцев. Люди, получившие международную защиту, будут распределены по всей Эстонии.
Министерство пока собирает информацию о том, какие местные самоуправления будут готовы принять беженцев. Ни одно из само-управлений вопреки его желанию принимать беженцев не заставят.