Скептики задаются вопросом, разумно ли тратить деньги эстонских и европейских налогоплательщиков на создание Rail Baltic, если нет уверенности, что проект когда-нибудь принесет прибыль.
Зачем нужна Rail Baltic?
Чуть утрируя, это можно сравнить с дискуссией о том, не стоит ли при поддержке европейских денег закрыть Таллиннский аэропорт, который уже потребовал и потребует еще огромных инвестиций, а больших прибылей на горизонте не видно. К тому же не так уж сложно в случае необходимости воспользоваться услугами аэропортов в Риге или Хельсинки. В краткосрочной перспективе это, без сомнения, обошлось бы дешевле и государству, и налогоплательщикам...
Выезд из тупика
Если у меня спросят, нужно ли нам скоростное железнодорожное сообщение с Центральной Европой, я отвечу – разумеется, да. Никто не сомневается в том, что нам нужны хорошие современные шоссейные дороги и морское сообщение с разными странами мира. А использование вместо наших воздушных ворот аэропортов южных или северных соседей сегодня не может считаться альтернативой, которую стоит воспринимать серьезно.
Именно в таком ключе стоит относиться и к проекту Rail Baltic, и именно поэтому ЕС финансирует его из средств, выделенных на соединение Европы. С географической точки зрения мы представляем собой, так сказать, государство, расположенное в тупике, и Rail Baltic, создав хорошее наземное сообщение, поможет Эстонии интегрироваться в Европу. Так что нет смысла полемизировать на тему, будем ли мы ездить на поезде из Таллинна в Берлин: в большинстве случаев не будем, но для поездки из Таллинна в Пярну, Ригу или Вильнюс поезд отлично подойдет.
Если сегодня поездка из Таллинна в Ригу на автобусе или на машине занимает около четырех часов, то очевидно, что поездка по железной дороге, занимающая менее двух часов, оживит как туристический сектор, так и экономику в целом. И если из Таллинна в Пярну можно будет добраться за 45-50 минут, все больше людей смогут ездить по этому маршруту ежедневно, например, на работу.
Не катастрофа, но беда
Регулярное транспортное сообщение расширит возможности эстонской экономики экспортировать промышленные товары в страны Центральной Европы. Кроме того, поток европейских туристов ослабит зависимость нашего туристического сектора от гостей из Финляндии и России. С точки зрения безопасности вообще и человеческих жизней в частности, важно и то, что значительная часть товаров, которые сейчас перевозятся грузовым автотранспортом по узким и извилистым дорогам Via Baltica, будет перевозиться по железной дороге. Нестабильность товароперевозок в восточном направлении может быть частично компенсирована более стабильным транспортным соединением северного и южного направлений.
Не стоит забывать и о кратковременных выгодах: в период строительства многие предприятия получат заказы, а государство – дополнительный доход в виде налоговых поступлений. Самая очевидная из бизнес-возможностей, которые сами идут в руки, открывается для местных потенциальных поставщиков строительных материалов. В одном только Рапласком уезде для реконструкции дорог, пересекающих Rail Baltic, потребуется около 100 000 кубометров известнякового щебня, столько же – в Харьюском уезде, а в Пярнуском – четверти на три больше, потому что там отрезок дороги длиннее.
Песка и гравия для строительства проходящего по территории Эстонии отрезка железной дороги, по оценкам специалистов, потребуется около 14 миллионов кубометров. С любой точки зрения, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, для жителей Эстонии это означает увеличение числа рабочих мест.
У проекта Rail Baltic несколько целей, но одна из наиболее важных – избежать маргинализации Эстонии. Мы имеем уникальную возможность создать скоростную транспортную магистраль, соединяющую три страны Балтии с Центральной Европой, при 80-процентном финансировании со стороны ЕС. И если мы такой возможностью не воспользуемся, это станет для нас если не национальной катастрофой, то, как минимум, гигантским шагом к закрытой, замкнутой на себя и более бедной Эстонии.