А Дед Мороз-то - клоун!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Дед Мороз Сергей Фаткин
Дед Мороз Сергей Фаткин Фото: Светлана Карабут

То, что мы расскажем ниже, детям читать не рекомендуется! Особенно тем, кто уже побывал или только собирается в гости к главному волшебнику нашей страны – Деду Морозу, который ежедневно принимает всех желающих в своем домике на таллиннской Ратушной площади.

Каждое утро крепкий пожилой мужчина в спортивном костюме и с сумкой через плечо бодро шагает к домику Деда Мороза. Там дедушка на скорую руку наносит легкий грим и облачается в рабочий костюм. Взъерошив искусственную бороду, Дед Мороз насыпает из огромной картонной коробки полную корзину сладостей и садится на свое кресло у камина. К открытию возле домика сказочника выстраивается длинная очередь ребятишек, а самые нетерпеливые с любопытством заглядывают в окошки. И хотя Сергей Фаткин – не волшебник, а Дед Мороз – всего лишь сезонная профессия, история его жизни на самом деле похожа на сказку.

Аншлаг у Мороза

Дедом Морозом на таллиннской Ратушной площади Сергей Фаткин работает уже шестую зиму. «Тут я и эстонский Йыулувана, и финский Йоулупукки и русский Дед Мороз, и Санта-Клаус для англоязычных туристов – разницы никакой», – улыбаясь, Сергей объясняет, что дети вне зависимости от национальности встречи со сказкой ждут одинаково: искренне и с нетерпением. «Каждый день они получают праздник, а я – заряд энергии», – говорит артист.

Рабочий день Деда Мороза длится шесть часов, ежедневно, с первого дня Адвента и до восьмого января – пока открыта в Таллинне Рождественская ярмарка. При любой погоде и в любой день недели ажиотаж у домика Деда Мороза такой, что дедушка не всегда берет положенные ему паузы для отдыха. Когда в конце рабочего дня охранник объявляет, что на сегодня прием Деда Мороза окончен, а на улице остается очередь ребятишек, Сергей выходит к ним из своего домика, жмет детские ручки, раздает оставшиеся конфеты.

«А как иначе? Это у взрослых график, зарплата... А для малышей Дед Мороз – это сказка! Они огорчатся и не поймут, куда убегает от них самый добрый в мире волшебник», – объясняет Сергей.

К Деду Морозу дети приходят не только со стихами и песнями, они приносят самодельные подарки, аппликации, однажды даже мороженое принесли – чтобы Мороз не растаял. «Часто малыши, лишь переступив порог, бросаются ко мне на шею обниматься – ну разве есть в мире лучшая профессия?» – с улыбкой спрашивает наш герой.

Он признается, что строго-настрого запретил приводить своих малолетних внуков к себе на работу. Какую бороду ни приклей, а родного деда малыши вмиг разоблачат. «Чем дольше ребенок будет верить в Деда Мороза – тем лучше! – уверен Сергей. – Все дети разные, надо к каждому найти свой подход. Есть у меня тут молодые коллеги, которые кричат, вскакивают при приветствии. Такого активного Мороза малыш может просто-напросто испугаться. По-моему, с детьми надо общаться ласково, по-доброму, с теплотой. Важно войти к ребенку в доверие и не разрушить сказку. Ведь они так искренне верят в чудо! Несколько ребят даже прослезились от счастья, увидев живого Деда Мороза».

В прорубь с трехлетним внуком

Еще в советское время Сергей уехал из Эстонии в Финляндию, и долгое время работал в Хельсинки преподавателем циркового училища. «Сейчас я финский пенсионер. У меня есть постоянное место жительства в Финляндии, но по факту живу в Эстонии – вернулся, чтобы помогать своей семье, тяжко без них вдалеке, – объясняет Сергей. – Сына не уговорить переехать в Финляндию, а мне хочется быть рядом с внуками, возить их в школу и садик, смотреть, как они растут. Вот, вчера с самым младшим в проруби купались. Ему три года, двум другим – одиннадцать и девятнадцать».

Попробовать себя в роли Деда Мороза на Ратушной площади Сергею предложили знакомые, узнав, что он перебрался в Эстонию. Эстонский – его родной язык, по-русски, по-фински, по-английски и даже по-французски артист говорит свободно, к тому же – педагог с большим стажем, прекрасно ладит с детьми. Попробуй, сыщи лучшего волшебника!

В свободное от работы Деда Мороза время Сергей Фаткин – профессиональный клоун. Впрочем, об этом можно догадаться, взглянув на его смешную прическу – растопыренные в разные стороны рыжие кудряшки, причем лишь с редкими проблесками седины. И это в 82 года! Сергей признается, что секрет его бодрости духа – работа с детьми, а следовательно, ежедневные положительные эмоции. Зимой пан спортсмен ныряет в прорубь, а как только выпадет много снега, уходит в лес на лыжах. Каждое утро, при любой погоде, по пояс раздетый Сергей занимается на балконе гимнастикой. «Сегодня, как обычно, сделал пятьдесят приседаний, – хвастается дед. – На здоровье не жалуюсь, но все же зубы, уши, суставы порой хотят напомнить, что нам уже за восемьдесят перевалило. А я, как могу, стараюсь их в этом разубедить!»

«Мирей Матье, Пугачева и я в трико!»

Далеко не каждый знает, заходя со своим малышом в домик таллиннского Деда Мороза, что в красной шубе и шапке перед ними сидит Заслуженный артист Эстонской ССР. В далекие 1960-е Сергей Фаткин был накачанным красавцем – спортсменом-акробатом. В тандеме со своим коллегой Юри Друусом Фаткин объехал весь мир.

«По образованию я авиационный механик, успел немного поработать в авиации, сперва на Украине, потом у нас – в Тапа, – предается воспоминаниям нынешний Дед Мороз. – А спортивной акробатике меня в армии один майор, в прошлом циркач, научил. В ЭССР мы с напарником были звездами, акробатами высшей категории. Из эстонских артистов мы в те времена больше всех летали за границу. У Георга Отса была всего пара гастролей, а мы, представляете, тридцать два раза отправлялись в международное турне! Это была сказка: Чили, Куба, Латинская Америка – поклонники бегали за нами по пятам».

Сергей достает коробку с фотографиями, а оттуда, будто кадры из черно-белых фильмов, появляются бравые парни с лихо закрученными глянцевыми усами в полосатых трико до колен. Бывший акробат бережно хранит снимки с выступлений, иностранные афиши, плакаты. «Дамы и господа! Выступают невиданные силачи из Прибалтики, рафинированный дуэт…» – забавно пародирует Фаткин голос французского конферансье. «Во Франции с нами в одной программе выступали Жак Брель, Мирей Матье!» – с гордостью рассказывает Сергей, и от оживших воспоминаний в его глазах зажигается озорной огонек. – Мы ездили везде вдвоем с Юри. Я выполнял трюки нижнего акробата, глазом не моргнув, поднимал его на одной руке. На сцене мы бросали, поднимали друг друга, сгибались так, что публика ахала. Работали мы тогда здорово, по шесть часов в день уходило лишь на тренировки, не говоря уже про плотный график выступлений».

В руки Сергея попадается фотокарточка, где он на вытянутых руках держит своего напарника на глазах у многотысячного стадиона в Москве. «По Союзу мы разъезжали постоянно. Выступали на одной сцене с Аллой Пугачевой, Юрием Никулиным, Яаком Йоала, Муслимом Магомаевым… С группой «Земляне» много работали, с Юрием Антоновым. Кстати, с ним мы до сих пор смсками перекидываемся», – хитро прищуривается Сергей, но, продолжая свой рассказ, грустнеет… Потом партнер Сергея заболел, и он остался без любимого дела, без денег, и когда подвернулась возможность уехать в Финляндию, не стал долго раздумывать.

Старый добрый Бом

Хотя в Финляндии Сергей решил не ставить крест на своей спортивной карьере и в конце 1980-х разыскал себе в напарники финского акробата, о славе «рафинированных силачей-прибалтов» у него на всю жизнь остались самые трепетные воспоминания. На днях зашла на огонек в таллиннский домик Деда Мороза группа японских туристов, а Сергей рассказал им, что был в Токио на гастролях в 1968 году, и просил исполнить любимую с тех времен песню «Сакура». «Они обрадовались! Са-ку-ра, саку-раа – тянут своими тоненькими голосами. Да так красиво, что у меня от воспоминаний аж слезы из глаз!» – рассказывает Сергей.

Акробатом в Финляндии Фаткин проработал до 64 лет, а параллельно преподавал в цирковом училище для финских ребятишек. Многие из его учеников сейчас стали профессиональными артистами, работают во Франции, Австрии и даже в Цирке дю Солей.

«Преподавать – нелегкое ремесло. Однажды я просто устал и сделался клоуном, – признается Сергей, известный также как старый добрый Бом, участник эстонского дуэта пожилых весельчаков «Бим-Бом». – К себе в команду я взял друга-эстонца из Ласнамяэ, и мы теперь делаем свою программу. Выступаем на мероприятиях, на днях рождения, и не только в Эстонии. Мой напарник Аксель Хельяс, кстати, тоже не лыком шит – в прошлом пятикратный чемпион Эстонии по гимнастике». К слову, роль клоуна Сергей примерил на себя случайно. Еще в Финляндии на одно из мероприятий в цирковом училище нужен был клоун, а его ученики наотрез отказались, и тогда Сергей, дабы спасти ситуацию, сам надел красный нос. И так здорово у него это получилось, что прежде чем задорный Бом переехал в Эстонию, он завоевал популярность у финских ребятишек. Все потому, что в какой наряд бы ни облачился Сергей, его большое доброе сердце притягивает детвору, как магнит.

Мечта, зажатая в ладошке

В таллиннский домик Деда Мороза приходят не только дети, но и взрослые. Веришь, не веришь – дело десятое, но как-то легче, теплее становится от такого Мороза. Сергей отмечает, что за шесть лет работы волшебником никто не пытался его разоблачить. «И большие, и маленькие, и тихони, и хулиганы сюда приходят за сказкой, ну и за конфетами, разумеется! Те, кто постарше, хотят согреться, получить поддержку. Им неважно, настоящий я или нет», – объясняет Сергей.

Возмущают таллиннского сказочника сумки, с которыми приходят к нему школьники после учебы. Вот финны куда хитрее, отмечает Дед Мороз, – возят алкоголь на тележках, а дети должны все на своем горбу тащить. «Могло бы государство разориться и купить школьникам тележки на колесиках. Вы бы видели, с какими огромными сумками втискиваются ко мне в дверь дети из музыкального училища, например. Их футляры с инструментами – больше самого ребятенка, – негодует Сергей. – Вот на днях была девчушка: сумка – шесть килограммов, а ее вес – дай бог, тридцать. Она спряталась в моем домике от непогоды, сняла свою ношу, выпрямила спинку, согрелась у камина, конфетку съела. Повеселел ребенок, на глазах расцвел».

Часто дети делятся с Дедом Морозом тем, что их беспокоит дома: папа на всю ночь пропал, а утром был скандал, бабушка болеет, мама работу найти не может… Порой и желания у ребят из-за таких житейских невзгод совсем не детские. «Пришли ко мне две девочки лет шести на вид. Стоят скромненькие, зажимают в руке бумажку со своим желанием. А оно у них одно на двоих – «чтобы не было войны – нигде!». Меня эти слова просто за душу схватили. Если наши дети Деду Морозу такие желания загадывают, значит, что-то не так мы делаем, неправильно живем!» – дрогнувшим голосом говорит Сергей.

Детей счастливых легко вычислить по их желаниям. У волшебника, как правило, они просят красный подъемный кран, куклу в бальном платье, машину на пульте и разные гаджеты тоже – XXI век как-никак на дворе! Заказы на подарки малыши приносят в конвертах или просто громко выкрикивают с порога, робкие – шепчут на ухо. «Так трогательно, когда встречи с тобой кто-то ждет, и ты так нужен», – признается Дед Мороз.

Чтобы посмотреть, как живут его коллеги в Лапландии, прошлым летом Фаткин отправился в Деревню Санта-Клауса, которая работает для туристов круглый год. «Мне лапландский коллега рассказал историю: ребенок пришел, а его разморило на солнышке, и он случайно задремал на своем троне. И вдруг слышит сквозь сон отчаянный вопль: «Мама, мама! Дед Мороз помер!» У меня таких курьезов никогда не было, хоть поводов для улыбок каждый день хватает, – говорит Сергей. – На днях девчушка выпалила мне шуточный эстонский стишок про коммунистов. Я чуть со стула не упал, говорю, а кто тебя, деточка, такому научил? – Бабушка! – с гордостью отвечает малышка. Обожаю, когда дети русскую классику наизусть читают, Пушкина, например. А вчера мальчик из России рассказал «Мужичок с ноготок», а ведь это мое любимое стихотворение. Когда-то один московский юморист в программе, где мы были акробатами, его так смешно рассказывал…»

А знаете, что будет делать Дед Мороз 31 декабря? Как и обычно, с полудня до шести вечера будет ждать ребятишек в своем домике на Ратушной площади, а потом соберется и, не переодеваясь, поедет в Маарду. К полуночи на подъемнике, украшенном разноцветными гирляндами, его поднимут к праздничной елке. Оттуда он уже третий год подряд веселым басом в микрофон поздравит народ с наступившим Новым годом. А выходные Фаткин не любит: шутит, что ему, как в анекдоте, отдыхать без надобности, ведь на любимой работе он и не напрягается.

Ключевые слова

Наверх