Cообщи

Власть № 4. Добро пожаловать к Одину, сынок! (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Урмас Рейнсалу думает о том, кого бы еще переселить в Нарву. Может, президента? Восточный сосед сразу испугается...
Урмас Рейнсалу думает о том, кого бы еще переселить в Нарву. Может, президента? Восточный сосед сразу испугается... Фото: Лийс Трейманн

На этой неделе эстонские СМИ с испугом наблюдали за Сирией и «Солдатами Одина», но и о русских не забывали.

Газета Eesti Päevaleht публикует репортаж с таллиннской сходки антимигрантской дружины «Солдаты Одина». «Собрались, по их словам, чтоб патрулировать местность... Сами “солдаты” признают, что пока беженцы не прибыли, проводить встречи довольно смешно. Один юноша пытается усомниться: разве наркоманы в Кохтла-Ярве сегодня – не проблема хуже беженцев? Глава собрания Индрек Ольм отвечает: этим пусть займется полиция, “солдаты” в работу полицейских не вмешиваются».

К чему снятся зеленые человечки

И далее: «Молодой человек, по его словам, из партии EKRE, любопытствует, не финансируются ли “солдаты” из России. Ольм отвечает, что из России деньги не поступают, но тем, кто против сотрудничества с людьми русской национальности, на этом собрании не место. “У нас один враг. Если мы вместе его одолеем и русские будут сражаться под эстонским флагом, интеграция будет лучше, чем за предыдущие двадцать лет”».

Появление «Солдат Одина» шокировало многих – и, конечно, без РФ тут обойтись не могло. Неподражаемый филолог Урмас Сутроп так и назвал свой шедевр (на Delfi): «Военизированные “Солдаты Одина” открывают дверь зеленым человечкам дружественного соседского государства». Иллюстрация – в лучших традициях манипулятивной журналистики: «зеленый человечек» на фоне украинских надписей, «солдаты Одина» то ли в Финляндии, то ли в Эстонии – сходства никакого, но параллель типа как бы налицо.

Логика Сутропа, как всегда, на высоте: то он вещает про валькирий, Асгард и Вальхаллу, то многозначительно вспоминает, что до появления «Солдат Одина» так называли себя бойцы украинского батальона «Азов» (спецподразделение Нацгвардии, ярые украинские патриоты, «зеленым человечкам» противостоящие), то еще многозначительнее пишет: «Интересный аспект в истории “Солдат Одина” – молчание русскоязычных СМИ».

Филологу не приходит в голову, что молчание объясняется просто: грубо говоря, это не наша война. Нет, все куда таинственнее: «Чего хотят “Солдаты Одина” в Эстонии на деле – неясно. Беженцев, чтобы их сторожить, нет... Когда рядом с Кайтселийтом и армией возникают странные военизированные силы с туманным бэкграундом, будто открывается ящик Пандоры. Если мы разрешим патрули “Солдат Одина”, как мы запретим активизацию в Эстонии пятой колонны одного дружественного соседского государства? Зеленые человечки могут вместе с “Солдатами Одина” патрулировать эстонские улицы – для того, чтобы защищать простых людей, народ».

С тем, что «Солдаты Одина» опасны для Эстонии, согласна и редакция Eesti Päevaleht, но не из-за зеленых человечков, а из-за голого расизма: «Вербуемые говорят, как им невыносимы студенты других рас, учащиеся в ТТУ. Некоторые “солдаты” – бывшие (?) преступники, некоторые наказывались за преступления против детей... Особенно печально, что среди “солдат” есть кайтселийтчики – люди, которых регулярно учат обращаться с оружием и которые должны работать на нашу безопасность».

На стене висит седло

Eesti Päevaleht обрушивается также на главу Кайтселийта Меэлиса Кийли: «Ведите себя как руководитель или уходите». «Когда обсуждается участие членов руководимой им организации в “Солдатах Одина”, Кийли уходит в тень, ограничившись запоздалым и недостаточным замечанием... В Эстонии, как во всякой приличной стране, монополия на оборону и защиту правопорядка – у государства. Во время Освободительной войны Кайтселийт возник из-за управленческого вакуума. При восстановлении независимости он противодействовал оккупационной власти. Сегодня мы независимы, народ сам выбирает себе лидеров. Когда появляются новые объединения, возникает вопрос, не приравнивается ли Эстонская Республика к оккупационной власти СССР?»

Редакция Õhtuleht полагает, что охота на ведьм в лице «Солдат Одина» никуда нас не приведет. «Меэлис Кийли и главком Рихо Террас не желают заниматься этой темой, опасаясь, что оттолкнут многих людей... Можно без колебаний согласиться с главкомом в том, что никого нельзя обвинять авансом. Пока “солдаты Одина” не совершили преступлений, нет причин никого наказывать... Появление группировки – знак того, что официальной политике в отношении беженцев не доверяют. Не исключено также, что участие кайтселийтчиков в движении с доселе непонятными целями поможет избежать возможных проблем. Вместо того, чтобы обвинять и наклеивать ярлыки, нужно было работать со страхами людей – и уже давно».

В Postimees журналист Тоомас Тоомсалу высказывается схожим образом: оснований запрещать движение (пока что) нет, у нас демократия. И это невзирая на личное мнение: «Я считаю, что такое движение нужно Эстонии значительно меньше, чем свинье седло. Правда, я не спрашивал ни у одной свиньи, хочет она седло или нет».

В той же газете аналитик Ахто Лобьякас вспоминает по поводу «Солдат Одина» слова Чехова: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу пьесы оно должно выстрелить». По мнению Лобьякаса, «солдаты» открыли в эстонской политике новое измерение, причем без волосатой руки Путина. Мы в начале пьесы: впервые после начала 1990-х военизированная организация создается не сверху и не элитой, а снизу и народом. Кроме прочего «солдаты» «предлагают первую перспективу интеграции подобным себе русским – в виде общего врага, объединяющего лучше, нежели свободные от влияния Путина СМИ или 60-процентное эстоноязычное обучение в гимназиях». Плюс потенциал политического протеста. «В нем нет пока ничего абсолютного: нравиться могут иракские отцы семейств, выучившие эстонский, не нравиться – студенты-иностранцы, не имеющие отношения к беженцам. Геи в теории окей, пока так будет нужно. Что главное, русские – свои... Предлагается не членский билет партии, а kamaraderie (нем. «товарищество» – Н.К.), обратившее лица против ветра истории».

Вперед на Северо-Восток

Массовые увольнения на Северо-Востоке, ассоциирующиеся у политиков не только с угрозой появления в бедном регионе зеленых человечков, разбудили министра юстиции Урмаса Рейнсалу – он убоялся того, что «изолированные от общества Эстонии, иноязычные, бедные, безработные люди – легкая добыча для агентов влияния при конфликте». На портале Delfi министр предложил сделать так, чтобы через 25 лет в Ида-Вирумаа появились «штаб-квартира Eesti Energia, обширные торговые центры tax-free, филиал Академии IT для местной молодежи и Дом эстонского языка». «Почему-то никого не волнует то, что люди ездят на работу из уездов в Таллинн. Обратный сценарий вызывает психологический кризис, – проповедует Рейнсалу. – Положение серьезное, и нужно выйти из зоны комфорта». Пока что опыт «переноса государства» в Ида-Вирумаа есть у Министерства юстиции – оно сослало туда, вы не поверите, отдел тюрем.

Министра критикует Õhtuleht: «Послать тысячу чиновников в Ида-Вирумаа – странная идея. Прежде всего потому, что рабочих мест там не прибавится. Наоборот, появление беловоротничковых контор с высокооплачиваемыми чиновниками увеличит социальную напряженность. И что Рейнсалу понимает под присутствием государства? Человек ощущает это присутствие, когда ходит общественный транспорт, чтобы добраться до самоуправления и врача, когда работает банкомат...»

«Будем принудительно отправлять чиновников на поселение в Ида-Вирумаа? – спрашивает репортер той же газеты Каролийна Васли. – Мой знакомый пытался работать в Нарве, но быстро оттуда уехал. В свободное время там делать нечего, и он чувствовал, что настоящая жизнь все-таки в столице». А сотни тысяч на Северо-Востоке как-то живут – прикиньте, да?

Наверх