Мифический работодатель и мертвые души

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Пожилые люди. Фото иллюстративное.
Пожилые люди. Фото иллюстративное. Фото: Прийт Симсон

История о том, насколько человек беззащитен перед произволом тех, кто называет себя работодателями.

В редакцию «ДД» обратился новоиспеченный, но тут же лишенный своих прав пенсионер Леонид Михайлов. По вине неких господ он остался без средств к существованию, и теперь, чтобы доказать свою правоту, ему необходимо найти деньги для обращения в суд, а потом ждать, когда вопрос будет решен служителями Фемиды. Но есть и другая возможность: а вдруг правоохранительные органы все же заинтересуются этим случаем и помогут не только конкретному человеку, но, что не исключено, и многим другим, оказавшимся в аналогичной ситуации.

Кто работает, тот не ест

Леонид Михайлов в течение многих лет работал в автомастерской и имел статус предпринимателя физического лица со всеми вытекающими из него обязанностями и обязательствами, в том числе, и по налогам. В 2014 году ему не повезло: он сломал ногу. Два месяца больничного, отсутствие заработков (и, соответственно, возможности платить государству налоги), а еще пошатнувшееся здоровье намекнули ему, что с бизнесом пора заканчивать и искать какую-то работу «на берегу».

«Я устроился в маленькое охранное предприятие, – рассказывает Михайлов. – Работа там меня устраивала, со своей больной ногой я мог работать, что называется, сидя. Но потом начались проблемы – то зарплату задержат, то еще что-то. На тот момент у меня подошел подходящий для получения досрочной пенсии возраст, и я решил, что нужно увольняться».

Трудовой договор с Леонидом расторгли по всем правилам и выдали ему документ, подтверждающий окончание трудовых отношений. Сам Леонид уверяет, что нигде больше не работал, и поэтому со спокойной душой пошел в Департамент социального страхования.

«Пенсионную книжку мне выдали 9 сентября прошлого года. В течение четырех месяцев я исправно получал пенсию. И вдруг, – продолжает свой рассказ Михайлов, – 5 января этого года обнаружил, что пенсия на счет не поступила. Для порядка выждал несколько дней и пошел в департамент выяснять, по каким причинам мне не заплатили».

Ответ чиновников ввел его в ступор: оказывается, по данным Регистра работников, он в течение нескольких лет имеет трудовые отношения с некоей фирмой Simetra Tööjõud OÜ. «Я не то что никогда не работал в этой фирме, но даже и не слышал о ее существовании. Мне сказали, что предприятие находится в Валга, и я должен связаться с его собственниками, чтобы они прекратили со мной трудовые отношения и изменили данные в Регистре работников. Но кто эти люди?»

Здесь необходимо уточнить, что согласно данным Krediidiinfo, Simetra Tööjõud OÜ действительно находится в Валга, но в течение длительного времени никакого движения денег не наблюдается. По состоянию на 17 марта 2016 года, долг по налогам данного предприятия составляет 1 455 088 евро. Банкротный процесс никто не начинает, а Налогово-таможенный департамент (НТД)… Но о нем чуть позже.

«Мне помогли раздобыть телефон собственника этой фирмы и адрес электронной почты, однако ни дозвониться, ни дописаться до них я не смог (мы, кстати, тожеприм. И.К.). Я отправился по инстанциям», – рассказывает Михайлов. Для начала он подал заявление в полицию – налицо явная кража личных данных, которые кто-то где-то достал и внес в Регистр работников, сделав Леонида своим работником. Однако через некоторое время пришел отказ в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия на то оснований.

«Я вновь пошел в полицию, поговорил со следователем, и она посоветовала мне написать на нее жалобу в прокуратуру. Но мне дали от ворот поворот и там», – продолжает Михайлов.

Помимо правоохранительных органов он обращался в Налогово-таможенный департамент, где получил выписку, в которой указано, что работником данной фирмы он является аж с августа 2014 года (в процессе предприятие изменило название, но не изменило своего отношения к Михайлову). По поданным в департамент декларациям ему начислялась некая зарплата, с которой нужно было уплатить определенную сумму социального налога, но ни одна из них перечислена не была. При этом медицинская страховка, по словам Леонида, у него действует.

Был Михайлов и в Комиссии по рассмотрению трудовых споров, где ему посоветовали отправить в Валга заказное письмо с требованием внести исправления в регистр, но в помощи отказали. «Я не знаю, что делать, - говорит он. – Собираюсь встречаться с юристом, но его работа будет стоить денег. Пенсию я не получаю уже три месяца, работать нигде не могу. И все от меня отмахиваются».

Украли, но не воспользовались

Разбираясь с этой историей, мы, прежде всего, обратились в прокуратуру. Поскольку проверку информации Михайлова органы проводили – ведь есть решение в отказе возбудить уголовное дело, – значит, знают, что не так и почему не найдено оснований для привлечения предпринимателей к ответственности за использование чужого имени.

Окружной прокурор Пыхьяской окружной прокуратуры Айнар Койк объяснил: «Возбуждение уголовного дела возможно только тогда, когда в переданной информации есть признаки преступления. В данном случае их не было. Подавший заявление гражданин на самом деле был внесен в списки работников Simetra Tööjõud OÜ, которое, однако, не сделало ему ни единой выплаты. Кража идентитета означает, что личными данными человека пользуются в преступных целях, что в данном случае установлено не было. При регистрации заявителя в качестве своего работника фирма не получила никакой выгоды и не освободилась от какой-то обязанности. Также данная фирма не пыталась использовать имя данного работника в своих целях».

И что же делать Михайлову? «В данном случае прокуратура советует подателю заявления обратиться в Комиссию по рассмотрению трудовых споров, в чьей компетенции находится выявление недочетов в трудовых отношениях и внесение соответствующих изменений в Регистр работников». А еще у Леонида есть десять дней, чтобы обжаловать решение окружной прокуратуры в Государственной прокуратуре, что он уже и сделал.

Тогда мы обратились в Налогово-таможенный департамент: у странного работодателя есть задолженность по налогам, а кроме того, Регистр работников находится в ведении именно этого учреждения. Пресс-секретарь НТД Майлин Ааасмяэ ничего не сказала о репутации фиктивного работодателя, но назвала конкретный адрес, по которому, по мнению налоговиков, должны обращаться работники, ставшие таковыми без их ведома: «Если предполагаемый работодатель не согласен внести изменения или недоступен, нужно обратиться с заявлением о существующих или несуществующих трудовых отношениях в Комиссию по рассмотрению трудовых споров. На основании вступившего в силу решения комиссии в регистр будут внесены соответствующие изменения.

Идите вы в комиссию!

Обратились мы и в Департамент социального страхования, который проверял Михайлова, назначил ему пенсию, но потом отказался ее платить. И заодно спросили: «Неужели досрочно вышедший на пенсию человек не может подрабатывать?» Пенсионеры по старости это делать могут, более того, это даже выгодно, поскольку каждый дополнительно отработанный год повышает трудовой стаж и увеличивает размер выплачиваемого пенсионного пособия. А люди, вышедшие на пенсию досрочно, и так уже наказаны на всю жизнь, поскольку их коэффициент изначально оказывается меньшим и не достигает нужного уровня даже после того, как наступает пенсионный возраст.

Пресс-секретарь Департамента социального страхования Регина Сальму ответила: «Согласно 43-й статье Закона о пенсионном страховании, если человек работает, то досрочная пенсия ему не выплачивается. В значении Закона о пенсионном страховании работой называется доход, с которого платится социальный налог, полученный по трудовому договору или договору об услуге или гражданско-правовому договору, а также предпринимательской деятельности. И только после того, как наступит пенсионный возраст, выплата досрочной пенсии возобновиться даже при условии, что человек работает».

То есть, если вы вышли на досрочную пенсию, а позже поняли, что этих денег вам не хватает и нужно подработать, государство прекратит вам пенсию выплачивать. Но как только вы достигнете пенсионного возраста, выплаты возобновятся, даже если у вас будет действующий трудовой договор. Так что в итоге поспешность или временная безысходность, при которой вы решили стать досрочным пенсионером, сыграет с вами дурную шутку: всю жизнь вы так и будете получать слегка усеченную пенсию.

В связи с историей Михайлова Сальму объяснила следующее: «Если человек заметил, что в его документах и в информации, внесенной в Регистр работников, существуют различия, то ему прежде всего следует обратиться к своему (действующему или бывшему) работодателю с письменным требованием внести изменения. Копию требования следует обязательно сохранить».

Если работодатель уже не имеет возможности внести изменения (прошел определенный срок), то он должен обратиться с ходатайством в Налогово-таможенный департамент. Если же работодатель отказывается это делать, у работника есть возможность обратиться в Комиссию по рассмотрению трудовых споров или в суд.

«Комиссия по рассмотрению трудовых споров – это решающий трудовые споры приравненный к суду орган, который начинает производство только в том случае, если работник или работодатель обратились к ним с соответствующим заявлением, – объяснила Сальму. – Налогово-таможенный департамент или какое-то другое госучреждение не может обязать комиссию или суд разбирать частноправовой спор».

Однако, по словам Сальму, НТД, Касса страхования от безработицы или Департамент социального страхования могут вмешаться в трудовой спор, если конфликт завершен, комиссия вынесла решение и у какого-то из этих учреждений есть оправданный интерес во вступлении этого решения в силу. Тогда оно обращается в комиссию с соответствующим ходатайством.

Все в суд!

Поскольку три разные организации в один голос уверяли нас, что все в руках Комиссии по рассмотрению трудовых споров, мы, конечно же, обратились и туда. Теплилась надежда, что вот теперь-то мы сможем помочь нашему читателю, но…

На наш запрос ответила заместитель генерального директора Трудовой инспекции (Комиссия по рассмотрению трудовых споров является частью этой организации) по вопросам надзора за трудовыми отношениями и права Меэли Мийдла-Ванаталу. «К сожалению, в данном случае, когда фирма не согласна добровольно изменить данные в регистре или сделать все, от нее зависящее, чтобы исправить неверную информацию, человек попал в очень сложную ситуацию, при которой свои права он может защитить только в суде. А самое неприятное, что в результате этого обмана он уже терпит ущерб, поскольку даже обращение в суд принесет ему определенные финансовые затраты».

Она объяснила, что если бы запись в регистре касалась на самом деле имевшихся трудовых отношений, вопрос можно было бы решить в Комиссии по трудовым спорам: «В данном же случае речь идет только о записи в Регистре работников, которая не соответствует действительности, из-за чего комиссия как простейший орган разрешения внесудебных споров принять такой вопрос в производство не может».

Михайлову настоятельно советуют обратиться в суд с иском, причем ему следует предъявить сразу несколько требований: «Попросить суд признать отсутствие трудовых отношений, заставить „работодателя“ внести исправления в регистр, востребовать с „работодателя“ возмещение ущерба за все то время, пока истцу не платят пенсию, и обязать „работодателя“ оплатить судебные издержки истца».

И все это – только с одной целью: убрать фамилию из Регистра работников. Трудно себе представить бешеный энтузиазм заплатить со стороны предприятия, которое по каким-то причинам сделало то, что сделало, да к тому же имеет полуторамиллионный долг только по налогам.

Предотвратить нельзя исправить

У Леонида Михайлова теперь есть три возможности. Первая – судиться с мифическим работодателем, использующим мертвые души. Вторая – как-то прожить еще полтора года и дождаться наступления пенсионного возраста: в конце этого года ему исполнится 62. И третья – надеяться на то, что прокуратура все же изменит свое мнение и решит выяснить, с какой такой законной целью некое предприятие использует имена посторонних людей и почему копит долги перед государством?

Всем же нашим читателям соответствующие организации советуют следующее.

Налогово-таможенный департамент: «Во избежание ситуаций с такими негативными последствиями человек должен сам обновлять свои данные в e-maksuamet, а если он этого еще не сделал, следует обязательно сделать и добавить адрес электронной почты. Именно туда начнут поступать письма, если человека зарегистрируют в качестве работника». Информацию о том, внесен ли человек в Регистр работников и декларированы ли сделанные ему выплаты, также можно проверить в e-maksuamet. «Войдя в систему и выбрав в меню „Рабочие выплаты“, можно убедиться в том, что данные регистра соответствуют действительности. Это также нужно в том случае, если у вас есть сомнения в том, что вы зарегистрированы, за вас уплачены налоги, имеется ли медицинская страховка и текущий пенсионный стаж».

Комиссия по рассмотрению трудовых споров уточняет, что обратиться сюда с вопросами, касающимися Регистра работников, можно, если вы хотите узнать, заявлено ли о ваших трудовых отношениях, какая дата заключения договора указана в регистре и что именно сообщено государству. А также – если вы хотите узнать о причинах и дате прекращения трудовых отношений, в том числе, и в экстренном порядке.

«То есть, если у работника были трудовые или иные правовые отношения, которые, по его оценке, исходили из имеющегося трудового договора, но данные регистра не соответствуют действительности, человек может обратиться в комиссию с требованием внесения соответствующих изменений», – говорит заместитель гендиректора Трудовой инспекции Мийдла-Ванаталу.

Справка «ДД»

Simetra Tööjõud OÜ

Членом правления фирмы Simetra Tööjõud OÜ является Теэт Ратсин, который, по данным «Инфорегистра», входит в правления или советы еще 21 коммерческого предприятия. Некоторые из этих фирм якобы продолжают свою деятельность, а часть находится в стадии банкротного производства.

Кроме того, в Интернете можно найти множество статей о Ратсине, которого газета Äripäev (в 2015 году проведшая расследование и выяснившая его связь с преступниками, осужденными за налоговые мошенничества) называет «скандально известным мастером схем, вербующим работников, но не платящим ни зарплат, ни налогов». Одна из проделок Ратсина коснулась Tallink, на судах которого фирма, имеющае отношения к Ратсину, предлагала услуги фотографирования пассажиров. На работу нанимали людей, в том числе и через Кассу страхования от безработицы, но затрат на рабочую силу не несли.

От редакции: Если учесть, что только за предприятие Simetra Tööjõud OÜ у Ратсина полтора миллиона евро долгов по налогам, сколько же он должен еще? А теперь вопрос к официальным органам: неужели все вышеизложенное не представляет интереса ни для налоговой службы, ни для прокуратуры? А ведь следствие вполне могло бы разобраться с мифическим работодателем Леонида Михайлова, тем самым избавив государство от постоянного должника, а пенсионера – от той печальной ситуации, заложником которой он оказался.

Комментарии
Copy
Наверх