НАТО не верит, что Россия успокоится (3)

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Украинский президент Петр Порошенко показал журналистам документы, в которых расписаны планы НАТО по оказанию помощи его стране.
Украинский президент Петр Порошенко показал журналистам документы, в которых расписаны планы НАТО по оказанию помощи его стране. Фото: Xinhua/Scanpix

События конца прошлой недели наглядно доказали, что Национальный стадион Варшавы годен не только для проведения футбольных матчей и концертов – в гигантском сооружении на берегу Вислы в центре Варшавы удалось успешно разместить временную штаб-квартиру НАТО, в которой поместились тысячи людей, формирующих политику безопасности.

Примерно в это же время четыре года тому назад название этого стадиона часто упоминалось в одних новостях с расположенной на Восточной Украине «Донбасс Ареной». Эти два недавно построенных стадиона одновременно принимали ЧЕ по футболу.

Порошенко остался доволен

Теперь судьба развела эти две спортивные арены в совершенно разные стороны. На одной политическое руководство демократического Запада только что вело дебаты по вопросам обеспечения без­опасности. Вторую арену бросила даже ее домашняя команда «Шахтер» (Донецк), поскольку ни о какой безопасности на сильно пострадавшем от обстрелов стадионе говорить не приходится.

Образ донецкого стадиона премьер-министр Эстонии Таа­ви Рыйвас использовал в Варшаве во время переговоров с коллегами.

«Мы находимся на футбольном стадионе, который построили к чемпионату Европы по футболу 2012 года, полуфинал которого отыграли, как известно, на стадио­не в Донецке, – вспоминал он после заседания комиссии НАТО–Украина в интервью Postimees. – К сожалению, ныне это один из полностью разрушенных объектов».

Рыйвас констатировал, что грустно осознавать, что саммит НАТО проходил на стадионе, родственный которому теперь лежит в руинах, что тому великолепию, какое он представлял, пришел столь печальный конец. «Дело, конечно, не только в стадионе, проблема в том, что большая часть Украи­ны теперь лежит в руинах», – сказал он.

Обзор последних событий, связанных с украинским кризисом, дал главный гость второго дня варшавского саммита НАТО – президент Украины Петр Порошенко.

«Скажем так, ситуация стабильно негативна», – резюмировал Рыйвас сказанное Порошенко.

«Если сравнить с ситуацией, которая была год-полтора назад, то стреляют и проливают кровь немного меньше. В принципе, это можно считать позитивным, – отметил он. – Но при этом приходится констатировать, что с начала года убито более двухсот украинских солдат и более 600 получили ранения. Перестрелки все время продолжаются. Большой кусок Украины – Крым – аннексирован. Всем известно, что творится в Восточной Украине…»

Когда Порошенко выступал перед журналистами в большом зале для прессы вместе с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, то много о продолжающихся столкновениях не говорил, зато подчеркивал, что его государство стремится к тому, чтобы соответствовать стандартам НАТО.

Порошенко напомнил, что в польской столице, принимающей саммит НАТО, 61 год назад был заключен задуманный как противовес

НАТО Варшавский договор. А также то, что с момента заключения договора о сотрудничестве между НАТО и Украи­ной прошло 19 лет. Он честно признал, что за последние полтора года в рамках этого договора Украина проделала гораздо больше, чем во все предыдущие годы.

Порошенко обратил внимание и на то, как положительно сказалась агрессия России на популярности НАТО среди украинского населения. Перед аннексией Крыма и последовавшей за этим войной на Восточной Украине вступ­ление в альянс поддерживало только 13 процентов населения страны. Теперь Владимир Путин сумел сделать то, на что 20 лет вежливого натовского «сами выбираете дистанцию» оказались неспособны – сейчас уже 53 процента украинцев считают вступление в альянс разумным.

Порошенко заверил, что очень доволен пакетом поддержки, который получила в Варшаве Украина. Это касается не только военной и финансовой поддержки от

НАТО. Документ о стратегическом партнерстве НАТО и ЕС с Украиной подписали кроме генсекретаря НАТО Столтенберга и президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, и руководитель Европейского совета Дональд Туск.

«Мы придерживаемся общей позиции, что Россия отвечает за то, что Минские соглашения не соблюдаются», – сказал Порошенко. Он подчеркнул, что оккупация Украины началась с оккупации Крыма и закончиться она должна его «деоккупацией».

Работа Совета Россия–НАТО продолжится

Министр обороны Эстонии Ханнес Хансо полагает, что уже одни новые шаги по укреплению восточного крыла НАТО показывают, насколько един альянс по вопросу России.

«Пока я не вижу того ветерка, который бы разогнал тучи над Россией, – заметил Хансо. – Если бы можно было предположить, что дела в России быстро пойдут на лад, то не потребовалось бы делать таких принципиальных шагов. Однако все понимают, что ситуация там быстро не изменится».

По словам министра обороны, многозначительным фактом является то, что три атомных державы – Франция, Англия и США – взяли на себя прямую ответственность за оборону прибалтийских государств, направив к нам солдат. «Этим все сказано», – заметил он.

Завтра в Брюсселе состоится заседание Совета Россия–НАТО. Эта встреча на уровне послов уже вторая после того, как разразился украинский кризис. Временно деятельность совета была при­остановлена, чтобы показать стране-агрессору, что общаться, как прежде, уже нельзя.

Как и после войны с Грузией, когда деятельности совета была сначала приостановлена, а потом восстановлена, все пришли к выводу, что каналы общения следует сохранять. Как сказал Столтенберг, речь идет о канале общения как в хорошую, так и плохую погоду.

Основным сторонником восстановления общения с Россией считают Германию. Как Ханнес Хансо, так и Линас Линкявичюс, министр иностранных дел Литвы, который в течение долгого времени был послом Литвы в НАТО, в беседе с Postimees весьма четко обозначили позицию стран Балтии, которые считают, что толку от этого будут мало, но если союзники хотят говорить с Москвой, то пусть попытаются.

«Мы делаем очень существенные шаги, необходимые для нашей обороны, но это не значит, что мы отказывается говорить, – сказал Хансо. – Вопрос в том, о чем говорить, мы должны говорить о вещах, которые важны для нас. Что в свою очередь означает, что никакого прорыва не будет».

По мнению Линкявичюса, это будет встреча ради встречи. «Вместо диалога будет два монолога и подтверждение разных позиций, – считает он. – При этом реалии противоречат заявлениям, которые создают впечатление, что обстановка вроде как улучшилась, хотя на самом деле ничего не меняется».

Литовский министр добавил при этом, что если другие союзники хотят встречаться с представителями России, то, естественно, Литва тоже готова встретиться и поговорить. «Но все же мы хотим быть менее наивными и больше реалистичными, руководствоваться больше реальностью, а не желаниями, – добавил он. – Мы толерантны, но не ждем от этого мероприятия ничего – это уже доказано в прошлом».

По словам Хансо, не стоит беспокоиться в отношении Германии, министр иностранных дел которой недавно критически отозвался о политике НАТО. По словам Хансо, истинное внешнеполитическое поведение Германии проявляется в ее делах.

«На прошлой неделе в порядке трехмесячной ротации в Эстонию прибыла немецкая рота. Германия участвует во всех учениях в нашем регионе. А такие выказывания, которые больше рассчитаны на внутриполитическое потребление, время от времени можно услышать, – пояснил эстонский министр позицию берлинского коллеги. – Германия является для нас весьма конструктивным и близким партнером в этих вопросах».

Как сказал Хансо, очень хочется надеяться, что на Совете Россия–НАТО будет поднят вопрос о полетах над Балтикой российских военных самолетов с выключенными транспондерами, что создает опасность для гражданской авиации.

«Это несчастье только и ждет момента, чтобы произойти над Балтикой. Если мы что-то можем сделать для того, чтобы оно не произошло, то это уже великое дело, – заметил он. – Периодически происходят полеты, десятки полетов, которые невидимы для гражданской авиации. Недалеко от Дании было пару таких опасных моментов».

Действительно, начать заниматься этим вопросом надо сейчас, а не тогда, когда 300 человек упадут в Балтику. То, что российские самолеты обычно летают «втемную» – это очень серьезный вопрос.

Комментарии (3)
Copy

Ключевые слова

Наверх