Евродепутат Яна Тоом и ее коллеги встретились в Дамаске на минувших выходных с верховным муфтием Сирии Ахмадом Бадреддином Хассуном, грозившим ранее взорвать Европу.
Евродепутат снялась на фото с верховным муфтием, грозившим взорвать Европу (3)
Через свое бюро Тоом пояснила, что во время визита не была проинформирована о курьезном выступлении этого духовного лидера. Евродепутат объяснила высказывание муфтия тем, что за четыре дня до этого сын высшего духовного лица погиб в организованной мятежниками засаде.
Евродепутат от Эстонии рекомендовала не забывать о том, что от представителя государства, находящегося в состоянии войны, особенно если он недавно потерял собственного ребенка, не приходится ожидать политически корректных высказываний. «Я не одобряю его заявления, но призываю отнестись к нему с известными оговорками, с учетом возобладавших в тот момент эмоций», – отметила она. Под воздействием гибели сына муфтий позже выступил с публичным обращением. В своей речи он пообещал активизировать в Европе и Соединенных Штатах Америки террористов-смертников, если иностранные силы решатся атаковать Сирию.
Яна Тоом: Когда принимаешь решение, уже не страшно
Евродепутат Яна Тоом посетила Сирию в составе делегации Европарламента, где встретилась с президентом страны Башаром Асадом. Мы узнали от нее некоторые подробности этой поездки.
Как вы добирались? Какие условия были в гостинице, страшно ли было ходить по улицам?
На самолете до Бейрута. Из Бейрута до сирийской границы на машине, там нас встретили сирийцы и в Дамаск везли уже на других машинах, под охраной.
Страшно было ночью накануне поездки, потому что в нескольких километрах от места пересечения границы шел бой – боевики ИГИЛ пытались прорваться на территорию Ливана. И потому что между Ливаном и Сирией в этом месте есть десятикилометровая полоса «ничьей» земли. Я сидела на балконе бейрутской гостиницы, читала новости и всерьез подумывала, не сказаться ли больной.
А потом поехала, и все встало на свои места – когда принимаешь решение, уже не страшно.
Насколько Асад осведомлен об Эстонии?
Думаю, что неплохо, хотя об Эстонии мы, честно говоря, почти не говорили. Если не считать неловкого момента, когда озвучиваешь число принятых нами беженцев и собеседник сначала трижды переспрашивает, а потом поднимает брови. К чести Асаду могу сказать, что он бровей не поднимал.
Встречались ли вы с послом России в Сирии?
С послом России мы не встречались. Вся программа визита озвучена в пресс-релизе моего бюро.
Елизавета Калугина
Комментарии
Пауль Теэсалу, генеральный директор политического отдела МИД
Визит производит впечатление беспомощной попытки показать режим Асада в легитимном свете. В дипломатическом плане визит Яны Тоом и ее коллег в Сирию ничего не изменил. Для разрешения сирийского кризиса созданы международные форматы, и напряженная работа в их рамках продолжается.
Энн Ээсмаа, заместитель председателя комиссии по иностранным делам Рийгикогу, ЦП
Если бы Яна Тоом обратилась ко мне за советом, я бы порекомендовал ей не ездить и ни с кем не встречаться. Такие мероприятия должны основываться на широком консенсусе, на определенной программе. Тоом не вынесла на обсуждение свое желание ехать в Сирию в правление Центристской партии, заместителем председателя которой сама же и является.
Свен Миксер, председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам, СДПЭ
Встречу евродепутата Яны Тоом с президентом Сирии Башаром аль-Асадом невозможно одобрить. Речь идет о человеке, которого обвиняют в очень серьезных военных преступлениях и с которым уважающие себя политики
не общаются. Асад не может быть долговременным решением в гражданской войне в Сирии. Несомненно, подобная встреча членов Европарламента является совершенно ложным сигналом. Приходится с сожалением констатировать, что она оказалась сознательной. Целью визита Яаны Тоом было попасть в фокус. Вряд ли ее встреча с Асадом будет способствовать какому-то решению.
Особенно со стороны политиков с не самой высокой внешнеполитической репутацией, которые своей деятельностью в Европейском парламенте, как правило, занимаются совершенно иными делами, нежели осуществлением некой гуманитарной миссии на Ближнем Востоке.