В последние месяцы большой резонанс вызвало намерение Министерства финансов изменить систему налогообложения на использование принадлежащих предприятиям автомобилей в личных целях. Одним из поводов для недовольства стало предложение маркировать используемые для частных поездок автомобили предприятий специальными наклейками.
Продавцам не по душе новая система налога на авто для фирм (1)
Как заметил член правления Союза предприятий по продаже и обслуживанию автомобилей (AMTEL) Сулев Наруск, такое решение представляется ему неприемлемым. «Я бы сказал, что это кажется чем-то очень уж старорежимным – всех пометить, чтобы потом было проще жаловаться», – полагает он.
Вице-канцлер по налоговой и таможенной политике Минфина Дмитрий Егоров, напротив, проблемы в этом не видит. «Не стоит опасаться, что здесь предполагается социальный контроль. Ведь он и сейчас есть», – заявил чиновник, признав при этом, что о некоторых вещах министерство и само должно бы информировать людей лучше.
«Например, если ты отправляешься в командировку в Тарту и останавливаешься пообедать на мызе Пыхьяка, это не превращает эту поездку в частную прогулку. Но если ты отправляешься в гос-ти к бабушке в Вырумаа и второй год подряд записываешь, что подыскиваешь там недвижимость, но никак не находишь, то становится понятно, что здесь что-то не так», – пояснил вице-канцлер и добавил, что к вопросу следует подходить в пределах разумного.
Киловатты, а не CO2
Однако куда больше наклеек AMTEL смущает то, что за основу нового налогообложения спецльготы предполагается взять мощность автомобиля, то есть киловатты, а вовсе не эмиссию углекислого газа (СО2), и это при том, что в последнем случае государство облагало бы налогом деятельность, наносящую ущерб экологии, и стимулировало бы приобретение более экологичных автомобилей.
«Сама по себе идея заслуживает одобрения, но нас смущает ориентация на киловатты, представляющая собой слишком узкий взгляд на такое налогообложение. Государство стремится рассматривать спецльготы лишь с точки зрения получаемых преимуществ, но, по нашему мнению, это слишком узкий подход – необходимо принимать в расчет все возможные воздействия», – считает Наруск. По его мнению, правильнее было бы принять за основу эмиссию СО2, на которую ориентируются при налогообложении в большинстве стран Евросоюза. «Поскольку СО2 напрямую связан с киловаттами, он прекрасно увязан и со стоимостью автомобиля», – пояснил Наруск, ссылаясь на анализ Минфина, согласно которому мощность автомобиля непосредственно связывается с его ценой.
По утверждению представителя AMTEL, мощность электромобилей обычно даже выше, чем у обычных машин, при этом экологическое воздействие значительно меньше. «Однако электромобиль стоит дороже, чем обычная машина, теперь же с введением этого налога дается сигнал, что покупать электромобиль и вовсе не стоит», – подчеркнул он.
По словам Егорова, ориентация на киловатты возникла в процессе анализа. «Мы (т.е. министерство) хотели более тесно, чем прежде, увязать этот налог с объемом льгот, а это больше всего связано со стоимостью самого автомобиля. Цена автомобиля говорит только о том, что ты купил его в салоне и заплатил за него эту цену. Но фирма может взять автомобиль в аренду, купить его на вторичном рынке, и здесь невозможно аналогичным образом измерить объем льгот», – пояснил он. Поэтому в ход и пошли киловатты, коэффициент корреляции которых со стоимостью авто наиболее высок – около 90%.
«Существует и корреляция с СО2, но тут есть одна весьма существенная проблема. А именно: у четверти автомобилей уровень СО2 до сих пор не внесен в технический пас-порт. У всех новых автомобилей внесен, а у старых – нет. То есть для них следовало бы создать альтернативную сис-тему или же направлять их в мастерскую, чтобы измерить СО2», – рассказал Егоров.
Вице-канцлер также сообщил, что в ходе консультаций с центральным союзом работодателей и другими причастными сторонами выяснилось, что никто не поддержал бы создание альтернативной системы для более старых автомобилей. По его словам, еще одна менее существенная причина связана со скандалом, разразившимся вокруг автомобиля Volkswagen, в связи с которым обнаружилось, что фирма фальсифицировала данные по эмиссии СО2.
Создание льгот для приобретения электромобилей путем снижения налога на спецльготы Егоров не поддерживает. «Если мы станем с помощью спецльгот стимулировать покупку каких-то конкретных автомобилей, такой налог приобретет явные черты налогообложения на автотранспорт. Электромобили имеют льготы во многих странах, но лишь в контексте налога на автотранспорт, и в этом случае льготу получают все владельцы автомобилей, а не только работодатели», – сказал он.
Льготы для б/у авто
Однако у AMTEL есть и другие замечания. «Особенно странно то, что на старые автомобили предполагается предоставлять налоговые льготы», – удивляется Наруск. Он считает, что в этом случае рассматривается только предоставленная работнику льгота, но ведь государство должно бы смотреть на вещи шире.
«Если мы предоставляем льготу на старый автомобиль, то это сигнализирует о том, что пора отправляться в Европу покупать подержанную машину и получать налоговую льготу. Эстония и без того страдает от достаточно старого автопарка», – отметил он.
По поводу данного замечания Егоров также не разделяет мнение Наруска. «Какой сигнал мы бы дали, если бы обложили десятилетнюю колымагу с аналогичными киловаттами точно таким же налогом, что и новый автомобиль? Если мы говорим о том, что хотим обложить налогом объем льготы, то дает тебе работодатель десятилетний автомобиль или новенькую машину – разве не различается при этом объем льготы? Конечно, различается, новый автомобиль – это все-таки новый автомобиль», – пояснил он.
---------------
Пальтс: план Минфина – это коммунистическое мышление
Крупный предприниматель и бывший министр финансов Тынис Пальтс (IRL, на фото) называет план Минфина обложить автомобили предприятий, обладающие большей мощностью, более высоким налогом опасным и коммунистическим.
«Чиновники Минис-терства финансов обосновывают более высокое налогообложение лучших средств производства – более качественных автомобилей – тем, что так будет справедливее. Налицо опасный, чтобы не сказать коммунистический, образ мышления», – написал Пальтс в социальных сетях. «Надеюсь, что, будучи муд-рым человеком, министр финансов Свен Сестер (однопартиец Пальтса – прим. ред.) должен будет вмешаться в это. Обнаружение взаимо-связи между отменой журналов учета поездок и налогообложением качественных автомобилей представляется со стороны чиновников просто эйнштейновским открытием».
На состоявшемся 5 июля заседании кабинета министров правительство обсудило план увязывания налогообложения на использование автомобиля работодателя для частных нужд с мощностью машины. Согласно внесенному Минфином предложению, действующая ставка налога на спецльготы может быть заменена иной на основе расчета мощности автомобиля при стоимости киловатта 1,96 евро. Таким образом, обязательное налогообложение на спецльготы составляло бы 1,3 евро на киловатт в месяц.
Согласно новой системе, обязательное налогообложение на спецльготы по сравнению с нынешней фиксированной ставкой снизилось бы для автомобилей средней и малой мощности, составляющих порядка 70% от автопарка легковых автомобилей предприятий. Для легковых автомобилей старше пяти лет предлагается применять дополнительный коэффициент 0,75, чтобы учесть снижение рыночной стоимости автомобиля.
Правительство обсудило также предложение Минфина по сведению к минимуму бюрократических издержек для предпринимателей – например, требование вести журнал регистрации поездок.
Поскольку ведение журнала регистрации занимает у бизнесмена определенное время и трудно поддается проверке со стороны налогового куратора, министерство выступило с предложением отменить как обязанность ведения журнала регистрации в отношении частных поездок, так и возможность для работников возмещать работодателям совершаемые на автомобиле фирмы частные поездки, пояснил в апреле министр финансов Сестер. BNS