Когда начался кризис Больничной кассы (БК), министр финансов Свен Сестер заявил, что хорошему кризису нельзя позволять пропасть зря.
Ханнели Руди: Кризис опять прохлопали
Теперь же министры, ведущие речь о финансовых проблемах БК, – будь то Сестер, Рыйвас или Осиновский, предупреждают о том, что уже в ближайшие годы возникнет серьезная проблема. В правительстве сложилось общее мнение: модель финансирования здравоохранения следует изменить.
Если правительство противится даже плану, позволяющему сэкономить 1,4 млн евро, установить предельный размер компенсации по нетрудоспособности, мне не верится, что в ближайшее время оно сумеет принять менее популярные, однако крайне важные решения по сохранению на плаву системы здравоохранения.
О том, что нынешняя система финансирования здравоохранения не является жизнеспособной, говорилось еще в 2005 году. Второй раз эксперты обратили внимание на приближение краха в 2008-м. Начиная с 2005 года и до последних выборов на посту министра соцдел находились политики из стана реформистов. Видимо, и сейчас остающиеся в составе правительства тогдашние министры прекрасно знают, почему рекомендации экспертов не были восприняты всерьез, и все осталось по-прежнему. Им повезло. Оставшиеся с сытых времен запасы позволили отодвинуть крах, но, говоря словами нынешнего министра финансов, счастье не может длиться вечно.
На столе у правительства лежат предложения Минсоцдел и Минфина относительно изменений системы финансирования здравоохранения. До сих пор правительство не считало нужным основательно заниматься этой темой, однако в силу кризиса, постигшего БК в этом году, о крупных финансовых проблемах здравоохранения, видимо, уже осведомлен каждый умеющий читать житель Эстонии.
Если бы два министерства выделили дополнительные средства из кармана всех налогоплательщиков, то входящий в IRL председатель комиссии Рийгикогу по соцделам Айвар Кокк запросил бы больше денег с больниц.
В больнице койко-день стоит 2,5 евро, и даже эту сумму запрашивают только за первые десять дней. Однако реформисты искренне уверены, что перевод денег в частную медицину является панацеей. Может, это случайность, что бизнесмены принялись усердно инвестировать средства в новые больницы и центры здоровья?
Видимо, они уверены в том, что инвестиция окажется оправданной, и часть средств, до сих пор перечислявшихся в т.н. госбольницы, может начать перемещаться в частную медицину. Договоры с больницами истекают в 2018 году.