Cообщи

От редакции. Горе невинным

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Архив ДД

На этой неделе прокуратура прекратила громкое дело о незаконных способах финансирования Партии реформ, среди подозреваемых в котором проходил сам министр юстиции Кристен Михал. При этом следствие сделало худший вывод из возможных: в этом деле доказательств недостаточно не только для того, чтобы предъявить кому-то обвинения, но и для того, чтобы утверждать, что подозреваемые пали жертвой клеветы. То есть кто-то в этой истории все-таки врет. Но кто – мы не узнаем. А раз не узнаем, то получаем полную свободу строить предположения.

Я предпочту без достаточных на то оснований не ставить под сомнение компетенцию прокуратуры и вот почему. Если мы считаем, что, например, канцлер юстиции ведет себя независимо, склоняя правящую коалицию обсудить возможность автоматически давать гражданство детям серопаспортников, то было бы несправедливо считать, что он действовал по чьей-то указке, когда счел неконституционным создание муниципальных русских гимназий. Так и в данном случае не стоит забывать, что та же следственно-судебная система оправдала в свое время «бронзовую четверку» и лидеров партии Народный союз, проходивших по делу об обмене земель. Если те решения казались нам справедливыми, то нет смысла сомневаться, что и в данном случае прокуратура действовала с той же степенью профессионализма.

Предположения я предпочту строить в другом направлении. Был ли все-таки скандал с финансированием реформистов случайностью, бомбой, подложенной извне или результатом внутрипартийной борьбы за власть? Теперь я еще более, чем раньше, уверена в последнем. Премьер-министр Ансип не планирует вести свою партию на следующие парламентские выборы, и кто-то использовал молодого политика Сильвера Мейкара, чтобы гарантировать, что во главе партии не встанет и «птенец гнезда премьерского» Кристен Михал. Но то ли конкурирующей группировке не хватило сил, то ли ей напомнили, что и у сторонников Ансипа кое-что может быть припрятано в рукаве (например, очень уж вовремя всплыла старая история с пропавшим миллиардом крон в те времена, когда почетный председатель партии и еврокомиссар Сийм Каллас заправлял Банком Эстонии), и белки быстро договорились между собой.

В пользу внутрипартийной версии говорит и то, что другие политические силы не воспользовались ни самим скандалом, ни неожиданным решением прокуратуры, чтобы потребовать сатисфакции. А ведь от Сильвергейта пострадал имидж всей эстонской политики. Идея вынесенного в заголовок романа королевы детектива Агаты Кристи основана на том, что от нераскрытого преступления больше всего страдают невиновные, над которыми навсегда остается висеть дамоклов меч подозрения. И тот факт, что ни одну партию сие не беспокоит, говорит о том, что невинных у нас нет.

Евгения ГАРАНЖА

Ключевые слова

Наверх